Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Наследие мастера прикладного искусства - Абдуллы Болтаева

23/03/2014 09:10

Кто вдохнул жизнь в каждую чёрточку рисунка,
тот нашёл ключ к секретам искусства.
Маони.

Да, каждый, кто прочитает эти слова, почувствует красоту, своеобразную прелесть и неповторимость хивинского орнамента. Хивинская  школа орнамента известна среди  подобных школ Центральной Азии с древних времен. В начале 19 века в связи с тем, что в Хорезме установилось централизованное государство, в столице ханства, городе Хиве,  было построено множество административных и культурных зданий. В этот период  получили развитие различные ремесла: резьба по ганчу, по дереву, художественное искусство орнамента, сформировалась целая школа народных мастеров, поднявших эти ремесла на высокую ступень развития. В их числе  художник по орнаменту Рузмат арбоб Машарипов, Абдулла Болтаев,  мастера резьбы по дереву Ота Палванов, Сапо Багбеков, Каримберган Рахманов, Деван бобо. В будущем  они станут честью  Хивинской школы  искусства орнамента, своим талантом и трудом добьются  безграничного уважения народа. Один из основателей этой школы, народный художник Узбекистана, обладатель Государственной премии -Абдулла Болтаев.

Абдулла Болтаев родился в 1890 году в  центре Хивы Ичан - кале в семье маляра. Отец его Мухаммад Мурад Саид Пано Болта угли (сын Болты) был уроженцем кишлака Париша. Изучив малярное дело, Болта переехал в город, где стал известным мастером своего дела. Семья Болта маляра, как и семьи других ремесленников,  испытывала материальную нужду. Своим наследникам Абдулла Болтаев оставил 88 тетрадей с описанием своей жизни. В тетради под №51 «Автобиография  и  семейное положение Абдуллы Болтаева» он пишет о себе:  «Впереди Джумы мечети рядом с медресе Мамат Пано находился большой дом  Бадырханбая. Мой отец арендовал небольшую часть этого дома. В это время наша семья состояла из отца, матери и старшего брата. В этом доме родился и я. Здесь же находился небольшой магазин отца, где продавались краски и малярные принадлежности. Владелец продал дом Мухаммаду Панобаю, вследствие чего нас выгнали. В 1900 году мы купили небольшую гостиницу ювелира Азиза, расположенную перед мечетью Кушбеги. Отец договорился о цене в 350 золотых монет. Сначала мы дали немного денег, остальное должны были выплачивать ежемесячно. Так как проценты росли изо дня в день, долг за дом мы выплатили только в 1918 году. Нас у отца было трое сыновей. Брат Мухаммад Рахим, я- Абдулла, и младший брат Мухаммад Карим. В 10 лет  я пошёл в школу при мечети Хасанмурада кушбеги, закончил «Суфии Оллаёр» и, когда приступил к «Навойи», отец  отдал меня  в  новую открывшуюся школу джадидов. В это время государственные деятели Ислам Ходжа  и Мамат Махрам открыли новометодные школы (мы знали только об одной школе нового типа, открытой Исламом Ходжой. Из биографии Абдуллы Болтаева  известно, что в Хиве оказывается было  две новометодные школы). Я,  Матназар Абдуллаев, Отаджан Рахманов учились в школе нового типа, овладели здесь грамотой, выучились красиво писать. Благодаря моему интересу к учёбе я был в числе ведущих  учеников».

Отец, заметивший в сыне большие способности, решил обучить его ремеслам и дать ему знания. После 4-х лет обучения в старорежимной школе, 4-х лет обучения в новометодной, отец отдает Абдуллу в ученики известному писцу, художнику по орнаменту, поэту Факирию Абдураззаку кори Абдужаббар углы (сыну Абдужаббара). «4 года я учился у Факирия чтению Корана, каллиграфии, рисованию орнамента»,- писал Абдулла Болтаев.

В 1910-1912 года в Хиве были построены здания почты, телеграфа, больницы. Оформлением этих зданий занимались ханкинские мастера Болта Ваисов и Мадрахим Мадаминов.  Орнаментом занимался художник Абдулла Болтаев. У ханкинских  мастеров он  научился   мозаичному искусству.   В 1912 году вместе со своим наставником  Эшмухаммадом Худайберди углы он работал над оформлением  мозаики и  облицовочных плит медресе Ислама Ходжи. В 1910-1912 годах  Абдулла Болтаев в качестве ученика занимался оформлением мозаики зала дворца Нуруллабая. В 20-х года Абдулла Болтаев  прославился   в Хорезме  как мастер резьбы по ганчу и художник по орнаменту. 2 февраля 1920 года  была свергнута ханская власть. В стране началась междоусобица, времена изменились, и мастера были вынуждены  временно заниматься другими делами. В  частности, Абдулла Болтаев с 1920 по 1924 годы работал  в Инспекции   Просвещения в качестве казначея, секретаря и хозяйственного работника. С 1924 года до конца жизни Абдулла Болтаев  работал в музее Хивы то заведующим, то завхозом, то научным сотрудником.

В середине 30-ых годов под руководством Файзуллы Ходжаева группа правительственных работников  в целях  восстановления разрушенного города, создала в Хиве отделение Комитета  по охране  памятников истории и искусства. Комитет взял под контроль  все  исторические сооружения, занялся  восстановлением  разрушенных и поврежденных памятников. Председателем  Хивинского отделения  был Джуманиёз Бабаниез углы. Под его руководством с ханского дворца Куня Арка начались восстановительные работы, в этом благотворительном деле Абдулла Болтаев  участвовал в качестве  художника по орнаменту, мастера чертёжника. Также он работал главным мастером в оформлении  зала для аудиенции, обновлении портала и потолка айвана. До 1934 года  благодаря труду мастеров под руководством Абдуллы Болтаева (Атаджан уста, Ваис уста из Гандимиёна, маляр Бабаджан сандикчи, уста Рузмат Шариф углы, Уста Мухаммад Рахим Бабаджан углы, уста Рахимберган Нурулла углы) дворец был приведен в первоначальное состояние.

В 1935 году при артели «Умид», открывшейся в Хиве, был создан цех  по искусству орнамента и резных колонн. Начальниками цеха были Абдулла Болтаев и  мастер по резным колоннам Ота Палванов. В это же время из Ташкента поступило предложение  о создании  уникальной колонны. Изготовлением рисунка орнамента для колонны занялся Абдулла Болтаев, остальную работу выполнял Ота Палванов. Эта  колонна в 1937 году была отправлена на  международную выставку   в Париже, где получила высокую оценку (мастера узнали об этом только в 1948 году). Однако, с 1935 года, когда начались репрессии,  многие восстановительные работы в городе приостановились. К концу 30-х годов многие здания в городе Хиве были разрушены. Два дворца в Ичан кале- Куня Арк и Ташхаули в результате грабительских действий пришли в  полуразрушенное состояние.

Деятельность цеха за короткий срок стала заметной. Мастера выполняли государственные заказы. В 1943 году из Ташкента прибыл инженер-строитель С.Н.Полупанов и заключил договор с артелью «Умид». Он заказал резные лестницы, двери  и другие оформительские работы для театра Алишера Навои. Этот заказ выполнил мастер Абдулла Болтаев.  Когда были готовы изделия, изготовленные  Ота Палвановым и его учениками Дададжоном  Абдуллаевым, Сапо Багбековым,  Ходжой Ахмадом Оллаевым, Абдулла Болтаев  отправил их в Ташкент. Через некоторое время начались отделочные работы в театре оперы и балета имени Алишера Навои, в театре музыкальной драмы имени Мукими. Хорезмские мастера Абдулла Болтаев и Рузмат арбоб Машарипов  смогли  продемонстрировать искусство Хивинской школы мастеров резьбы по ганчу, орнаменту.

 Здание театра оперы и балета имени Алишера Навои  является ярким образцом, уникальным памятником узбекского национального искусства, культуры и архитектуры.  Здание строилось по проекту  академика Щусева, строительство было закончено в 1947 году. Архитекторы и строители использовали богатый опыт национального зодчества и современные методы. К работе были привлечены мастера из разных областей Узбекистана,  каждый из которых  сумел выразить свой стиль.

 На каждом из трёх этажей  есть залы, в оформлении которых отразились образцы орнаментов и стилей зодчества каждой из областей. По инициативе академика  Щусева  и инженера-строителя С.Н.Полупанова руководить работами по оформлению залов были приглашены ведущие мастера из областей.

Так, хивинским залом руководил Абдулла Болтаев, бухарским - мастер Ширин Мурадов, ташкентским - Ташпулат Арсланкулов, самаркандским - мастер Кули Джалилов, ферганским – Саид Махмуд Норкузиев, термезским - мастер Ширин Мурадов и архитектор  А.Зайнуддинов. Здание театра - это целое произведение искусства, оно уникально в своём роде. Общее руководство  работами по оформлению залов театра  осуществлял сам Щусев. Он предоставлял полную творческую свободу мастерам, что дало им возможность проявить наиболее полно свои возможности и способности. К примеру, Абдулла Болтаев  при оформлении Хивинского зала поставил перед собой цель: сконцентрировать  неповторимое, своеобразное искусство орнамента Хорезма, в работе  особое  место отвёл искусству Хивы и Куня-Ургенча.

Работа мастеров  ценилась, для них были созданы все условия. В 1948 году, когда открылся театр,  группа мастеров была удостоена Государственной премии. В их числе и Абдулла  Болтаев, который был, не только награждён, но и принят  в члены  государственного общества архитекторов. В результате помощи правительства, в особенности Усмана Юсупова национальное искусство Хорезма, а именно  вновь возродилось народное искусство  орнамента. По окончании работ в Ташкенте Абдулла Болтаев вернулся в Хиву  и  продолжил свою деятельность  в музее на должности  научного сотрудника, заведующего фондом. Работе в музее он посвятил 40 лет своей жизни. В целях сохранения сведений о культурном наследии края Абдулла Болтаев по совету друга, историка Яхё Гуламова, оставил 88 тетрадей, содержащих информацию об истории Хорезма. До настоящего времени изучены только три из них. В своих работах Абдулла Болтаев  описал события, очевидцем которых был он сам, беседы, проведенные с историческими личностями, и также соответствующие выводы, исходя из прочитанных им старых книг.

Собранные им сведения условно можно разделить на три части:

- изложение событий, очевидцем которых был он сам;

- документы, отобранные из архивных материалов;

- копии документов, которые он собирал с 1920 года, со времени начала работы в историческом музее  Хивы.

Абдулла Болтаев обладал красивым почерком, стремился овладеть секретами  узбекского языка, считал знание языка признаком высокой культуры. Свои письма, записи в тетрадях он писал ручкой без пера, изготовленной из камыша. Каллиграфии он обучился у Аюдураззака кори Факирия и в своих работах-воспоминаниях  уделял особое внимание искусству каллиграфии.

Примечательно, что мемуарами Абдуллы Болтаева пользовались историк  Яхё Гуломов для создании своей книги «История  ирригации Хорезма» и М.Юлдашев - «Государственное устройство и феодальное землевладение  в Хивинском ханстве».  Абдулла Болтаев  передал своё мастерство многим молодым людям, из числа которых вышли талантливые художники по орнаменту, мастера по мозаике, резьбы по дереву и ганчу. Бекчан Давлетов, Каримберген Каландаров, Бекчан Авезов, Абдурахим Ахмедов, Болта Бабаджанов, Илдор Муталлапов и множество других с гордостью называют мастера Абдуллу « Наш учитель».

 В настоящее время улица в Ичан кале, где он жил,  названа его именем, имя мастера, оставившего  в наследие потомкам неповторимые, чудесные виды орнаментов и исторические знания, всегда в почёте.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.