Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Работы хорезмских чеканщиков и гравёров

17/08/2017 21:50

Работы хорезмских чеканщиков и гравёров

Обычаи и древняя культура Хорезма всегда отличались от других регионов Центральной Азии многогранным своеобразием, хорезмским языком и письменностью, колоритом цветов украшений и одежды и т.д. Несмотря на многочисленные нашествия арабов и монголов, переселение в эти края различных кочевых племен жители этой благодатной земли сохранили свои национальные ценности. Однако, внутренние войны отрицательно воздействовали на рост населения оазиса, на быт и культуру жителей. В особенности в средние века заметный кризис наблюдается в прикладном искусстве, который продолжался до начала XIX века, вплоть до возрождения централизованного правления.

 

В 1804 году к власти приходят ханы из Кунгратской династии. В центре Хорезма в Хиве начинаются крупные строительные работы, тысячи ремесленников начинают заниматься производством. Постепенно народы с разными языками стали говорить на тюркском языке.

Но некоторые своеобразия культуры древнехорезмийцев сохранены и по сей день в ряде сфер. Это наглядно заметно в архитектуре и орнаментальном оформлении городов и сёл, в тонкости продукций прикладного искусства. Среди них наиболее востребованными были изделия мастеров-кандакоров, которые не только искусно обрабатывали металл, но и считались умелыми медниками, ювелирами, мастерами по рихтагару и орнаменту.

Слово «кандакор» в переводе с персидского означает «резьба». Оттого деятельность кандакоров и мастеров по художественной обработке металла взаимосвязаны. К приемру, если мастера-медники изготавливали изделия из меди, то кандакоры вырезали на них узоры стальными карандашами.

Созданные в конце XIX начале XX веков хорезмские гончарные, медные, кузничные и другие продукции прикладного искусства резко отличаются от изделий Ферганы, Бухары, Самарканда и других регионов не только Узбекистана, но и Центральной Азии.

Искусные мастера делали художественную обработку металла в Хиве, Ханках, Мангите, Кухня Ургенче, Кунграде. Они внесли свой, особый вклад в создание школы кандакорства.

В начале ХХ века хорезмийские кандакоры на фон узора наносили лак чёрного или красного цвета. Наиболее излюбленными считаются узоры «айланма ислими». Хорезмские мастера применяли ислими, сложное ислими, мадохими, сложное айланма ислими. Для этого они использовали молоток, наковальни, щипцы, карандаши, халом и др.

К примеру, сосуд для воды – кумган, характерный для жителей Хивы имеет стройную шейку, ёмкий округлый тулов. В форме кумгана ярко проявлялась одна из черт хорезмских изделий: лаконизм и чёткость очертаний, освобождение от излишних деталей (например: от ручки, так как её заменяет высокое горлышко с перехватом). Покойный кандакор, мастер-изготовитель ножа, резчик Бакдурды усто даёт кумгану такое определение: «В Хорезме кумган сравнивают с косточкой абрикоса, называя «межанадин - красивая». Такое же сравнение использовали при описании девушек- красавиц.

Ещё один сосуд, который имел  большой спрос - «белый кумган» (аккумган) или «Урганжи». Он без крышечки, очень простой, никелированный, по объёму немного больше, чем Хивинский кумган.

Отличительными изделиями хивинцев являются и медные табакерки носшиша, которые не изготавливают в других регионах Узбекистана. Это плоские и круглые флакончики из металла. Они не выделяются своей орнаментацией. Особенность хивинской техники - гладкий фон без отделки. В орнаменте преобладают растительные мотивы, к примеру: сарв - узор в виде кипариса, цветов.

Стоит отметить, что изделия хивинских мастеров чеканки строги и богаты. Они не подкрашивали фон, используя лаки только чёрного и красного цветов.

Подчеркнем, что смотря на них, невольно вспомнишь слова  С.П.Толстова, где он писал о древнем искусстве Хорезма: «Искусство Хорезма очень просто и его способы влияния свободны от излишнего изящества, но вместе с тем в нём есть изобилие значения. Привлекательнее тонкого искусства Согда». Под влиянием Ислама мастера перестали изображать животных, птиц и людей, а вместо этого входило в искусство другое направление. Теперь мастера-художники изображали в своих работах природу, цветы, разные узоры.

Они тщательно изучили арабский алфавит, арабское (куфий, суле, насталик) письмо. И запечатлели их в своих работах.

Таким образом, на смену изобразительного искусства пришло новое направление – прикладное искусство. Узоры постепенно обретали сложный вид. Развивались символы, молитвы, заговоры и др. Каждый узор имел своё значение и писался в разных формах. Древнейший вид узора - мадохил - три листа. Его значение: вечность Вселенной и времени, доброе слово, добрая мысль, доброе дело.

Ислими - узоры широко употребляются и выражают значения. «Хошия ислим» (гранений ислим), «бутов ислим», «Турунж ислим» - эти переплетённые между собой бесконечные узоры имеют значение богатства и благосостояния. А геометрические узоры называются «гирех», что в переводе с персидского означает «переплетенный». В основном это такие геометрические фигуры как «четырёхугольник», «треугольник», «круг» и т.д.

Хорезмский  оазис издавна считался центром прикладного искусства, где каждый мастер владел несколькими ремеслами. Даже существовали целые династии традиционного ремесленничества Хорезма.

К примеру, в ханском дворце работал искусный мастер Мухаммадпано. Н.И.Градеков пишет, что не было ему равных гравёров. Он был чеканщиком, литейщиком и гравёром ханских оружейных мастерских. Его сын Худайберган был чеканщиком, музыкантом, каллиграфом, резчиком печатей, отливателем пушек, первым часовым мастером в Хиве.

Одним из таких мастеров был и Хамид усто. Его жизнь прошла во дворе хана, где он занимался чеканкой монет и печатей.

В начале ХХ века в Хиве жили и трудились такие мастера как Матякуб Джанибеков, Хаджинияз Саидниязов, Бекжан Якубов, Атаджан Мадримов и др. Несмотря на то, что многие из них были искусными мастерами, они использовали графику Абдуллы Балтаева.

Матякуб Джанибеков отличался среди других своим умением и мастерством  гравирования в ювелирном искусстве, симкори, в кузнечных  работах, по резьбе камней. Поэтому его работы ценились, и Матякуб провёл свою жизнь во дворце хана.

 

Отличались работы и Хаджинияза Саидниязова, который чеканил вместе с усто Хамидом (1920-1924 гг)  монеты и ордена для бывшей Хорезмской Народной Республики (ХНР). Эти работы отличались от других. Хорошо знакомые с работами мастера Хаджинияза коллекционеры, местные и зарубежные посетители (путешественники) интересовались его изделиями, они всегда были в спросе.  Его работы были безупречны, оттого он имел славу среди народа и уважение хана. Про мастера Хаджинияза усто - гончар Эшмурад из Куня- Ургенча упоминает : «Усто был не только гравёром, но и искусным орнаменталистом, чеканщиком и каллиграфом, поэтому усто работал при дворе много лет».

Конечно, роль монет в жизни общества несравнима, потому что без них нельзя вообразить государство. В старину монеты имели ещё одну политическую силу, то есть на золотых и серебряных монетах Востока были выгравированы имя пророка и правителя данного государства, поэтому ими очень дорожили.

Среди имен известных мастеров и имя Собиржана Худайберганова, который являлся сыном Худайбергана Матчанова, то есть внуком Мухаммадпано. Он был не только гравёром, но и организатором.

После свержения власти во главе с Сабиржжаном многие мастера начинают работать в специальных мастерских. Так появляется централизованная рукодельная мастерская «Умид» (« Надежда»). Мастера заготавливали заказы в основном дома.

Хивинские медники занимались гравированием. Сын Якуба медника - усто Бекчан - гравировал узоры на предметах из меди, которые сам же и изготавливал. Ему помогал мастер - орнаменталист Абдулла Болтаев. На сегодняшний день его потомки создали в Хиве школу медничества, где учат своему ремеслу десятки молодых людей.

Атаджан Мадраимов - мастер-гравёр, орнаменталист, чеканщик, который делал изящную чеканку рукоятки ножей. От него многое унаследовал его сын Мадраим. Он признан народом, изготовливая в Республиканском союзе мастеров народного прикладного искусства  красиво оформленные рукоятки и лезвия ножей. Он многому учил своего зятя и ученика, покойного мастера Бектурды Джуманиязова и через него многих молодых.

Ниже дана информация о родословной этого мастера и продолжателях его работ:

1. Атаджан Мадраимов (1884-1916) – гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей.

2.  Мадраим Атаджанов - гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей.

3. Бектурды Джуманиязов - гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей и резчик. Его ученик и зять.

4. Улугбек Машарипов - гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей и резчик. Ученик.

5. Умрбек - гравёр, орнаменталист, резчик. Брат.

6. Санъатбек - гравёр, орнаменталист. Брат.

Ученики:

7. Мухтар Ибрагимов - гравёр, орнаменталист.

8. Алишер - гравёр, орнаменталист.

9.Хурсанд - гравёр.

10.Равшан - гравёр.

Ученик и зять мастера усто Бектурды, продолжая работу предков вместе со своими учениками, в частности, с молодым Улугбеком Машариповым участвовал при художественном оформлении многих зданий в Узбекистане. В частности, занимались резьбой фойе здания главного железнодорожного вокзала города Карши, центральных зданий города Панджикента Таджикистана, резьбой кошка, построенного в XVI веке Мирзо Бобуром в Ошском вилояте Киргизстана.

После приобретения независимости усто намеревался заново открыть мастерскую и обучать здесь молодое поколение, но внезапная смерть увела его из жизни. Его ученик Улугбек продолжает дело мастера. С 1994 года он становится руководителем кружка гравюры в Хивинском профессиональном колледже, в 1995-2000 годах открывает мастерскую в медресе Мухаммад Рахимхана, где обучает молодое поколение тонкостям работы  кандакора.

За эти годы усто участвовал со своими работами на выставках, проведённых в Ургенче, Ташкенте, Алма-ате. В беседе с усто стало известно, что он является правнуком по материнской линии великого Мухаммадпано.

 

       

С мастером работали медники Бахадыр Бабаджанов, Даврон Палванов, внук известного медника Бекджана Якубова усто Рустам, Мансур и Джасур Матчановы. Усто Улугбек ушел из жизни в 2000 году. Его работу продолжают младшие братья Умрбек, Санъатбек, ученики Мухтор, Алишер, Машариф, Равшан, Хурсанд.

И в наши дни медники передают свои работы гравёрам, а те в свою очередь наделывают на этих изделиях великолепные узоры, превращая их в готовую продукцию.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.