Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Зеркало Мира. Сад души. Жемчужина Востока

23/10/2019 11:19

 

Юго-восток Узбекистана богат красотами и долголетний историей нашего мира, в окружении Памиро-Алайских гор размещен волешебный город Самарканд.

Какие лишь эпитеты не придумывали философы и поэты данному городку - Зеркало Мира, Сад души, Жемчужина Востока - выразить его красоту и богатство словами, практически нереально. необходимо лишь воочию наслаждаться и вдохновляться всеми красотами и колоритными красками этого города.

Главной достопримечательностью Самарканда заслуженно считается площадь Регистан, одно из красивейших мест в мире, она окружена множеством величавых старенькых спостроек, минаретов и мавзолеев. Посещая Самарканд не стоит забывать и о древнем городе, где любители древней культуры и памятников архитектуры подчеркнут для себя много интересных и исторических фактов, там Вы можете встретить мавзолей Ишрат-Хона, обсерваторию Улугбека и практически все другое. На данный момент Самарканд – занимает почетное место в списки глобального наследия ЮНЕСКО, благодаря своей культуре, традициям, артефактам древности.

Город основан приблизительно в VIII веке до нашей эры. Расположившийся между Индией, Персией и Китаем, он стал узловым пунктом на Великом шелковом пути. Это и стало одним из определяющих факторов его продолжительной и полной драматизма истории. Город почти исчез с лица земли, после нашествия войск Чингисхана, восстановился и расцвел, став в XIV веке столицей огромной империи Тамерлана и династии Тимуридов (1370—1499). При Улугбеке, внуке Тамерлана, в городе было построено большое количество медресе, приглашены ученые и Самарканд стал одним из краеугольных центров науки не только Востока, но и мира в целом.

Самарканд уникален и тем, что здесь уцелели почти все памятники архитектуры времен Тамерлана. В 2001 году Самарканд был включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как город — Перекресток Культур. Неповторимые памятники древнего зодчества, центры национальных ремесел, богатое наследие научных и художественных школ известны сегодня по всему миру и привлекают не только исследователей, но и большое количество туристов из многих стран мира.

Самарканд утратил статус столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533—1540), перенесшего столицу в Бухару. Если обратиться к истории нового и новейшего времени, то в 1868 году город был взят русскими войсками и вошел в состав Российской империи, как центр Зеравшанского округа, а с 1887 г. — Самаркандской области.

После революции 1917 года Самарканд был отнесен к Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах был столицей Узбекской ССР, с 1938 года вновь утратил статус столицы, став центром Самаркандской области.

Одной из визитных карточек древнего самаркандского зодчества являются бирюзовые купола мечетей. Другой — сочетание на стенах зданий майолики, мозаики и резьбы по камню.

Самостоятельные туристы и участники походов по Фанским горам, просто приезжие в этот древний город обязательно должны познакомиться с великим наследием Востока.

Истинным украшением Центральной Азии, одной из красивейших площадей мира, находящейся в центре старого Самарканда и одной из главных достопримечательностей является площадь Регистан. Древние миры ждут вас. Здесь, на вымощенной булыжником и обожженным кирпичом площади, находится ансамбль из трех величественных и потрясающе красивых с архитектурной точки зрения средневековых университетов: медресе Улугбека (строительство 1417 по 1420 гг.), медресе Шердор, построено во второй половине XVII в., медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом») начали строительство в 1646 году.

Желательно посетить Мавзолей Гур-Эмира — усыпальницу Тимуридов, шедевр зодчества Средней Азии.

Также интересны и познавательны городской музей искусств, мечеть Намозгох, мавзолей Ак-Сарай, медресе Ходжа-Ахрор и мечеть Хазрат-Хизр и многие другие достопримечательности.

С севера к городу прилегает городище Афрасиаб, в южной части которого находится уникальный ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда. Мавзолей Ходжа Данияра (Святого Даниила), находящийся на северной стороне холма Афрасиаб — одно из самых известных культовых мест «Жемчужины Востока». С почтением к нему относятся представители разных конфессий: мусульмане, иудеи и христиане.

Есть в этом городе исторический район — Русский Самарканд, который образовался в западной части города после 1870 года. Здесь строились православные храмы, библиотеки, здания европейского вида для банков, аптек и др. После прихода советской власти расширение и застройка района пошла ускоренными темпами. На сегодняшний день сохранились многие здания Русского Самарканда, отчасти вытесненные советской и современной архитектурой.

Потрясающая техника мастеров, создавших великолепную роспись и мозаику медресе, дворцов, мечетей и площадей поражает воображение. Приглашенныево времена Тимура мастера-ремесленники со всех концов света оставили неподдающееся описанию, поразительно стойкое и прекрасное наследие.

Многие, рассматривая ажурные стены и своды, не всегда задумываются о том, что для сохранения изящного узор на столетия, нужна очень прочная основа. А процесс был таков: сначала мастера находили нужную глину. Затем, используя подземные воды и постоянное перемешивание в течение года, очищали глину от примесей. Кирпич, сделанный их такого материала, почти не подвергался разрушению.

Сложные мозаичные узоры представлены несколькими видами. Наряду с самаркандскими орнаментами, выполненными из плиток правильной формы, представлены поразительные по сложности работы иранских мастеров.

На готовую стену наносили узор из мягкой обработанной глины — контур будущего орнамента. После того, как глина застывала, делали слепок каждого углубления между контурами и нумеровали полученные элементы. После охлаждения, на поверхность обожженной в печи плитки наносили специальный краситель, на него насыпали ровным слоем песчаную крошку, и в таком виде размещали на полках в печи и снова подвергали обжигу. Если использовалось золото для придания роскоши мозаики, то процесс был еще сложней: золото тончайшим узором укладывалось вместе с краской, и плитка также покрывалась глазурью. Если мастер нарушал необходимую температуру (без измерительных приборов, конечно), то золото сплавлялось и плитка была испорчена.

Сиабский базар находится неподалеку от площади Регистан, рядом с мечетью Биби-Ханым и комплексом Шахи-Зинда. Вход в базар представлен трехстворчатой высокой аркой, сверху украшенной великолепной мозаикой синего и голубого цветов. Буйство красок, обилие ароматов и звуков обрушивается на посетителя. Чтобы в полной мере оценить все великолепие восточного базара, его лучше посещать летом и и в начале осени. Разноцветные фрукты и ягоды, овощи, ароматные дыни и сладкие арбузы всех форм и размеров, зерновые культуры и многое другое продаются в неимоверном изобилии. В другие времена года Сиабский базар тоже не обделен разнообразием.

Базар находится в крытых павильонах, усиливающих уникальный гул этого места.

Из отдельно расположенных ремесленных рядов доносятся звуки работы мастеров: ковки, гравировки, резьбы по дереву.

…Настоящая самаркандская лепешка хранится три года. Она не покрывается плесенью, а высыхает до состояния камня. Однако, достаточно сбрызнуть ее водой и подогреть на сковороде или в микроволновой печи, а лучше — в тандыре, то она опять станет как прежде, восстановит свой неповторимый вкус. С древних времен у жителей Узбекистана, Киргизии, Казахстана, к лепешке проявляется особое отношение. Ее нельзя класть «лицом» вниз и резать ножом— это проявление неуважения к хлебу.

Некоторые современные самаркандские лепешки выпекаются специально для туристов, тогда на лепешках изображен орнамент или памятные надписи.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.