Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Прекрасный город Бухара

12/12/2019 20:28

История «Бухара – и Шериф» – «Благородной Бухары», как её величали, одного из крупнейших и древнейших городов Средней Азии, писалось уже тысячу лет тому назад. Историк X в. Наршахи отмечал, что это был многолюдный и богатый город с шумными базарами и красивыми строениями. Совсем другой предстаёт Бухара европейцам, посетившим её в XIX в. Отгороженной от внешнего мира средневековой стеной, окружённой солончаковыми болотами, город теснился в границах XVI столетия, как бы заснув в своём прошлом.

Наиболее древние следы своей жизни город сохранил под многометровыми наслоениями бухарской цитадели – Арк. Сейчас уже бесспорно, что поселение на этом месте существовало более 2 тыс. лет назад. Но с тех отдалённых времён до нас дошли свидетельства, понятные лишь археологам. Самый древний из сохранившихся архитектурных памятников Бухары – жемчужина мировой культуры – мавзолей Саманидов…

После арабского завоевания Средняя Азия довольно быстро вышла из-под контроля халифата. Здесь стали образовываться самостоятельные государства, самым могущественным из которых было государство Саманидов (IX – X в.), своей столицей избравших Бухару. Это был период наивысшего расцвета города, когда наука, искусство и ремёсла в Бухаре достигли очень высокого уровня.

Здание фамильной усыпальницы правителей Бухары построено в лучших традициях согдийской архитектуры. Конструкция здания проста – куб, перекрытый полушарием. Все четыре фасадов равнозначны. Мазар сложен из равномерного и подтёсанного кирпича. В декоре использованы фигурки, кирпичные плитки. Весь эмоциональный эффект здание производит за счёт фигурной кладки – чередования и сочетания линий и плоскостей из кирпичей, положенных под разным углом к цоколю здания. Столь же впечатляюще и оформление интерьера, в котором использован тот же изобразительный приём.

В XI в. власть в Средней Азии перешла к династии Караханидов. Строительная деятельность караханидских правителей была весьма активной, но не всегда удачной. Так, в XII в. один из прекраснейших минаретов города вскоре после завершения строительства рухнул, разрушив соборную мечеть. В замен его был построен дошедший до нас минарет Калян (XII в.).

Как и большинство выдающихся памятников прошлого, минарет Калян окружён легендами. Народная молва повествует, что «во времена эмира» с него сбрасывали женщин, уличённых в неверности своим мужьям, пока одной ложно обвинённой в прелюбодеянии не удалось спастись. Она надела на себя много платьев, и, когда её столкнули с верхушки минарета, платья, смягчили удар. Женщина не пострадала, и с тех пор, как гласит легенда, с минарета никого более не сбрасывали…

К XIIв. принадлежит, и большая сохранившаяся часть мечети Магоки-Аттари. Судя по некоторым деталям декора, здание строилось в X в. и было современником Саманидов. Через два века оно подверглось лишь перестройке. И здесь старая согдийская традиция в оформлении портала восхищает наших современников. Ажурные кружева, выложены из неполивных кирпичей и фигурных вставок, – наглядное свидетельство высокой строительной культуры, существовавшей тогда в Бухаре.

С эпохой Караханидов придание связывает и мазар Чашма-Аюб, перестроенный в 1380 – 1385 гг. Конструкция здания – а оно перекрыто коническим куполом – необычна для Бухары. Мастер строивший Чашма-Аюб, скорее всего, был выходцем из Хорезма, где шатровые купола издавна были традиционны. Это тем более вероятно, что переселение из завоёванных областей ремесленников в эпоху Тимура было обычным делом. Своё название мазар получил от колодца, находившегося внутри здания и вырытого якобы пророком Аюбом.

За пределами городских стен Бухары находятся два здания, построенные в эпоху Тимура, – мавзолей Сейфеддина Бохарзи (умер в 1261 г.) и расположенный рядом с ним мавзолей монгольского хана Буян-Кули (умер в1358 г.). Сооружение в одну эпоху, размещённые рядом, имеющие одинаковое функциональное назначение, мавзолеи представляют собой разительный контраст, как в архитектуре, так и в декоре. Основную эмоциональную нагрузку мавзолея Сейфеддина Бохарзи принимает на себя архитектура здания. Ни во внешнем убранстве, ни в интерьере мастер не использовал столь обязательные в строительных приёмах эпохи Тимуридов поливные изразцы. Всё внимание сосредоточено на величии постройки, а внутри – на великолепном деревянном надмогильном сооружении.

Мавзолей Буян-Кули-хана меньше по размерам. В его оформлении широко использованы голубые резные изразцы, создающие тот же эффект нарядности, что и самаркандские мавзолеи тимуридского времени.

Наиболее монументальное здание Бухары тимуридской эпохи – медресе Улугбека, построенное в 1417 г. Первоначальное декоративное убранство постройки до наших дней не сохранилось, и мы можем видеть лишь результат крупного, но далёкого не самого удачного ремонта (конец XVI в.).

Начало XVI в. ознаменовалось важнейшими событиями в политической жизни Мавераннахра. Из расположенных на севере Средней Азии степей в оазисы двинулись узбекские кочевые племена под предводительством Шибани-хана. Пришельцы создали свои государства, центром одного из которых стала Бухара. Правители нового государства – Бухарского ханства – развернули активную строительную деятельность в столице. Именно на это время приходится наибольшее количество сохранившихся в городе памятников архитектуры. В XVI– XVIIвв. получают завершённость большинства архитектурных ансамблей города.

До наших дней сохранилась знаменитая стена Бухары, построенная в XVI в. и имевшая 11 ворот. Она ограничивала рост города вширь и в значительной степени служила причиной очень высокой плотности застройки в старой Бухаре.

Один из наиболее значительных ансамблей Бухары – это Пои-Калян. Три составляющие его части создавали одну из лучших композиций города – уже помянутый минарет Калян, соборная мечеть с тем же названием, постройка которой завершилась в 1514 г., и медресе Мири-Араб. Пятничная мечеть имеет грандиозные размеры – её площадь 130х80 м. Размеры здания скрыты гармоничными пропорциями, 288 куполов венчают внутренние галереи. В конструкции здания бухарские зодчие применили новаторские приёмы, позволившие такому грандиозному сооружению в хорошем состоянии сохраниться до наших дней. Напротив соборной мечети стоит медресе Мири-Араб, построенное при шибаниде Убейдаллах-хане в дар шейху Мири-Арабу Йеменскому, который руководил строительством.

По принципу расположению двух зданий на одной оси организован и другой ансамбль XVI в. Кош-медресе. Одно из составляющих ансамбль зданий – медресе Модари-Абдулла-хана по своим архитектурным и декоративным качествам малопримечательно. Второе здание, медресе Абдулла-хана, как и подобает сооружению, носящему имя правителя, наряду с традиционными элементами, отражает и новаторские тенденции архитекторов – максимально рациональное использование площадей и объёмов здания. В этом отношении зодчие достигли больших успехов.

Примечателен своими размерами ансамбль Гаккушан, сформировавшийся также в XVI в. Небогатый декор, простота и традиционность форм достигают удивительного эффекта – здание одновременно и буднично и величественно. Особняком среди памятников этого времени стоит мечеть Балянд. Снаружи это типичное для Бухары и её пригорода квартальная мечеть со своеобразным айваном на сравнительно новых деревянных колоннах. Но планировка здания имеет очень древние среднеазиатские корни и восходит к доисламским храмам. Она резко отличается от признанных исламом монументальных многокамерных построек. Внутри мечети сохранился декор XVI столетия, который не утратил ещё традиции лёгкой и изящной нарядности XV века.

К этому же времени относится и строительство ханаки Ходжи Зайнуддина. При общих стилистических особенностях, отличающих эти два здания от других, в их архитектуре есть и различия. Конструктивно отличие ханаки Ходжи Зайнуддина от мечети Балянд выражено в наличии у ханаки купола, а организационно – в местонахождении: она располагалась около одного из 100 хаузов Бухары, куда люди ежедневно приходили за водой. Роспись внутренних помещений ханаки торжественно нарядная, причем преобладает нежно-голубой тон с золотыми, синими и красными узорами. Традиции прошлого выражены и в конструкции, и в настроении всего внутреннего декора. Это не давящие своды склепа, это радость творчества, памятник художественного гения народа.

Особую группу зданий Бухары являют собой торговые строения «так» – «свод». Четыре сохранившихся торговых здания относятся к XVI в. – купол менял (Таки-Саррафон), купол ювелиров (Таки-Заргарон), купол продавцов головных уборов (Таки-Тильпак-фурушан) и четвёртый – пассаж («тим») Абдулла-хана. Достоинства этих сооружений лучше ощущаешь, нежели ведешь. В жаркие месяцы, а их в Бухаре шесть, под сводами царит прохлада, и люди здесь могут отдохнуть, неторопливо сделать покупки, поговорить.

Вне городских стен, на месте Шамсабада – заповедника XI в., в 1119 г. новый караханидский правитель Бухары заложил загородную праздничную мечеть – намазгу. Собственно, сооружена была кирпичная стена с великолепной резной нишей – михрабом, обращённой в сторону Мекки. По главным мусульманским праздникам на эту площадь собирались мужчины для молитвы.

Также вне стен города расположены три замечательных памятника XVI в. – ханака Бехауддина (1544 -1545 гг.), Чар-Бакр – фамильная усыпальница Джуйбарских шейхов и ханака Файзабад (1598 – 1599 гг.). Вырвавшийся за пределы городской тесноты замысел архитекторов сотворил совершенно отличающиеся от бухарских «застенных» сооружений.

Ещё активно используют зодчие пространство в формировании ансамбля Чар-Бакр. При сооружении памятника, в его планировку были включены сад и алея, соединяющая Чар-Бакр с Бухарой. Три здания – мечеть, ханака и медресе – составляют стержень комплекса, который за последующие столетия оброс постройками-усыпальницами. Как и во многих городских культовых зданиях этого периода, интерьеры в Чар-Бакре выполнены превосходно.

Третье загородное здание XVI в. – ханака Файзабад, строительство которой было закончено в последний год столетия. Оно выглядит монументально и изящно одновременно. Зодчему пришлось отказаться от многих устоев городской архитектуры. Открытый осмотру объём потребовал от строителей и одинаковой со всех сторон здания выразительности, она и была достигнута.

XVI столетие положило началу формированию вокруг Ляби-хауза ансамбля того же названия. Главным и наиболее значительным по архитектурным достоинствам является здание медресе Кукельташ, построенное Абдулла-ханом в 1568 – 1569 гг. Это его самая внушительная постройка.

В зодчестве это, в частности, выразилось в эклектичном соединении среднеазиатских традиций с приёмами европейской архитектуры. Яркий пример тому – загородный дворец эмира Ситори-Махи-хоса построенный в начале XXв. Европейское по архитектурному решению основное здание с европейской планировкой помещений сопряжено с традиционно бухарским, пышным, с большим вкусом, выполненным талантливыми мастерами декора.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.