Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Зурмала – прекрасная буддийская ступа в Узбекистане

30/04/2020 19:15

Подобного сооружения в Узбекистане больше нет. Оно уникально и привлекает к себе паломников-буддистов из Юго-Восточной Азии до сих пор. Из истории буддизма нам известно, что это религиозное течение пришло в Среднюю Азию из Индии еще не стыке эпох, которые мы называем «до» и «после» рождения Иисуса Христа.

Адепты буддизма тех времен принесли учение Просветленного, и попав в обстановку уважения и терпимости ко всем религиям того времени, успешно пропагандировали его. В период I-III веков на землях Кушанского царства строились буддийские монастыри и, как неизменный атрибут буддизма, возводились ступы. До наших дней на юге Узбекистана сохранилось несколько памятников времён кушан: монастыри Кора тепа, Фаяз тепа, городища Далварзинтепа, Хачаян, Айртам и одинокая ступа Зурмала.

Впервые ступу исследовали в 1927 году. А. С. Стрелков описал ступу и сделал пробные шурфы. В 60-е годы Зурмалой занималась Г. А. Пугаченкова. тогда тоже были сделаны стратиграфические шурфы. В 2012 году в районе, прилежащем к ступе, были сделаны интересные находки: барельеф с фигурами адорантов и статуэтка шествующего Будды; скульптурная композиция с двумя фигурами – Будды (или Бодхисатвы) и женщины с цветком. Первые две нашли местные жители. Третью обнаружила Французская археологическая миссия (данные по Н. Д. Двуреченской). Находки хранятся в Музее археологии Термеза, но узнать их может только тот, кто ранее интересовался. Находки подписаны весьма расплывчато, без указания места обнаружения: Старый Термез. Если фигурки шествующего Будды и можно идентифицировать по описаниям и фото, приведённым Двуреченской, то о том, как выглядит барельеф, можно лишь догадываться.

В начале февраля 2020 года, примерно в километре от ступы, местным фермером был найден склад хумов (керамических сосудов), который предположительно тоже относится к эпохе кушан (I-III вв н.э), что даёт основание предполагать, что ступа являлась объектом ритуальных церемоний.  Склад был найден в поле, вокруг повсюду из распаханной земли выглядывают черепки.

По опыту раскопок известного городища Айртам, в котором ступа отстоит от монастыря на километр, можно предположить, что ступа Зурмала тоже не одинокое строение в полях, а где-то рядом под слоем земли, ныне активно используемой под посевы хлопчатника, ждут своего часа стены монастыря или целого города, одному из жителей которого принадлежал в те далёкие времена недавно открытый склад с хумами. Уже сейчас видно порядка двадцати хумов, судя по диаметру горлышка (30-50 см) – огромных!

Но пока суд да дело, ступа разрушается. Решено одно: её необходимо спрятать под куполом. В этом отношении показателен опыт Таджикистана в сохранении памятника ХII века – минарета Айни. Его высота 13,5 метров. Зурмала чуть выше – около 14 метров. Стекло или прозрачный пластик даёт возможность видеть старые стены, оформление окон – прикоснуться к ним тем, кто почитает святыни.

О том, что Зурмалу особо почитают буддисты, приезжающие из Кореи, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Китая, Индии, говорят подарки, оставленные паломниками на её стенах – золотая фольга поблёскивает на оплывшей глине, молча и с укоризной напоминает нам, жителям страны, которой посчастливилось обрести мировые ценности исторической архитектуры, об ответственности за её сохранность.

Но только укрытие ступы не решит вопрос сохранения памятника. Поля вокруг создали для него неблагоприятные условия. Полив привёл к размягчению почвы вокруг ступы, она осела и дала горизонтальную трещину по всей поверхности цилиндра. В верхней части трещины образовалась глубокая дыра.

Сильные ветра, осадки за всё время существования ступы привели к оплыванию верхнего слоя. Форма ступы нарушена, она наклонена, постамент, ранее имевший ступени, уже едва угадывается на фоне пахоты. Небольшую территорию вокруг ступы обнесли квадратом цементного пояса шириной в 10-15 см, но он не спасёт её от разрушения. Прямо со ступой, с её южной стороны, земля влажная и покрыта солевыми отложениями. С той же стороны образовалась трещина в ступе.

К тому же подъезда к Зурмале нет. Туристов довозят на автобусах до ближайшего посёлка и пересаживают на легковые «Спарки», которые не всегда могут преодолеть разбитую колею просёлочной дороги. Паломники преодолевают оставшееся до святыни расстояние пешком, словно в первые века новой эры.

Сохранение памятников истории – это обязательство цивилизованного государства перед мировым сообществом. Мы осуждаем талибов за взрыв статуи Будды в афганском Бамиане, игиловцев за разрушение памятников Пальмиры в Сирии. Но и безразличное отношение к древним памятникам на территории своей страны, как минимум, вызывает недоумение.

Уже более двух тысячелетий стоит на землях Южного Узбекистана буддийская ступа Зурмала. Её не повредили отряды арабов, не разрушили орды Чингисхана, не стёрли с лица земли войска Амира Темура. Она как аксакал наблюдает за суетой вокруг и всё ещё дарит энергию тепла и света тем, кто умеет просить. Достаточно лишь приложить ладони к её шершавой глиняной поверхности…

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.