Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Кырк-кыз – памятник династии саманидов

30/04/2020 19:21

Исследование Кырк-Кыз началось в 1926 году во время первой экспедиции Музея восточных культур. Историк, искусствовед Владимир Васильевич Згура описал памятник как «небольшой дворец или загородный замок», не давая датировки.

Учёный второй экспедиции Музея восточных культур – архитектор и реставратор Борис Николаевич Засыпкин – в 1927 году сделал первые замеры памятника и предположил датировку  – VIII-IX века. Он считал, что постройка служила  ханакой, то есть суфийским приютом для дервишей.

Археолог, востоковед Михаил Евгеньевич Массон датировал Кырк-кыз VI-VII веками. Востоковед, историк искусства Борис Владимирович Веймарн считал, что Кырк-кыз был караван-сараем.

Искусствовед, археолог Галина Анатольевна Пугаченкова приходит к выводу, что Кырк-кыз – это «летняя резиденция царствующего рода, выполненная в монументальных архитектурных формах» и связывает памятник с династией Саманидов.

В наше время историками принимается версия Галины Анатольвны Пугаченковой, и памятник датируют IХ-ХI веками – временем правления Саманидов. Подтверждает эту версию ещё и название местности, где расположен памятник Кырк-кыз – Шахшт-Саман – Город Саманидов.

Родоначальником династии Саманидов считается Исмаил Самани – эмир Хорасана и Мавераннахра в 900-907 гг., который принимает религию арабов, но видимо, продолжает сохранять приверженность доисламским традициям. Об этом можно судить по усыпальнице Исмаила Самани, возведённой в Бухаре. Мавзолей Саманидов отличает своеобразная символика в архитектуре, нетипичная подобным сакральным сооружениям исламского толка.

Мавзолей имеет форму чортака (четыре арки) – квадратного в плане купольного храма, в котором заложена идея четырёх стихий. Равновеликий крест, образованный проходами в сооружении Кырк-кыз, тоже несёт в себе смысл четырёх стихий. Этот древний символ использовался в религиях разных народов.

Мавзолей Саманидов построен в IХ веке. Он задуман открытым всем ветрам – в каждой стене куба был сквозной проход в виде арки. Если посмотреть на план сооружения Кырк-кыз, то он едва ли не в точности повторяет план мавзолея Саманидов. Квадрат со стороной в 53,8 метра разделён на равные части крестом проходов, ведущих от середины стен. Внутренний дворик Кырк-кыз мог быть прикрыт куполом, как Мавзолей Саманидов, а мог быть выполнен с круглым отверстием посередине. Как зороастрийские храмы Ирана, к примеру, в Йезды. Планы храмов огня, сохранившихся в Иране – Чортак в Нейсаре V века до н.э., храм огня в долине Джерре V века, - тоже подобны плану Кырк-Кыз. Основание – квадрат, по углам квадрата – круглые башни, проходы от центра стен составляют крест. В центре креста – священный огонь.

Величие сооружения Кырк-Кыз даёт основание предположить, что это мог быть храм. Стены высотой в два этажа, арочные проходы в кельи, открытые входы, ведущие к расположенной в центре храма святыне –  огню. Никаких украшений стен, только изыски архитектуры: арки, своды, стреловидные окна, плюс особая кладка кирпичей в сводах – один к одному, как в персидских храмах.

Анализ культурных слоёв памятника Кырк-Кыз показал наличие слоя золы на полу. В одной из своих работ Галина Анатольевна Пугаченкова даёт такое описание: «Скорее всего, на линии стен айванов здесь лежало четыре мощных круглых столба. На них и на стенах находились сводчатые перекрытия галерей, проходивших по двум этажам и открытых в центральный пролёт, увенчанные единственным верхним куполом».

Известно, что страны Центральной Азии не сразу приняли ислам. Несмотря на то, что арабы вели многолетнюю священную войну за распространение учения пророка Мухаммеда, жители Хорасана, Маверауннахра, Харезма долго хранили старые традиции и поклонялись стихиям огня и воды. Появление в IХ веке такого храма, как Кырк-Кыз, могло стать вызовом насаждаемой религии. Храм мог быть возведён и в более раннее время – в VI-VII веках.

Спустя годы его разрушили как символ иной веры, или он пришёл в запустение сам, перестав быть центром притяжения староверов. Но старые развалины будоражили воображение людей, и они придумали легенду о прекрасной принцессе, охраняемой сорока воинственными амазонками.

Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна памятника Кырк-Кыз? Чем дальше по времени, тем меньше остаётся фактов. Тем привлекательней становятся легенды, связывающие реальность в виде руин и святую веру в добро и справедливость.

Задача нашего поколения – сохранить наследие предков, не дать таким памятникам, как Кырк-Кыз, превратиться в пыль, равно как и обрести современное облачение,  ведь для нас привлекательней всего древность! Современность мы творим сами.  

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.