Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Абдулхалик Гиждуваний - основатель независимой центрально-Азиатской школы мистики

16/11/2020 17:46

Святой пир Абдулхалик Абу-аль-Джалил Гиждуваний положил основы всемирно известному порядку Накшбандий. Он родился в 1125 г. в глубоко религиозном семействе. Его отец был имамом мечети на большом рынке в городе Гиждуван Бухарской области.

Начиная с самого детства, Абдулхалик был окружен мусульманскими обрядами и мистикой. Он изучил Коран наизусть в возрасте 9 лет. С 10-летнего возраста он принимал участие в ритуалах, проводимых дервишами. Но по прошествии еще трех лет он осознал, что испытывает недостаток знаний.

Абдулхалик оставил своих родителей и направился в Бухару, управляемую Караханидами, которые покровительствовали суннитам и ортодоксальному исламу. Бухара того времени была одним из самых больших культурных центров Средней Азии. Там Абдулхалик стремительно вошёл в мир книг и знаний, не нарушая связи с дервишами и молодыми суфистами.

В возрасте 22-х лет Абдулхалик посвятил себя служению богу и приобрёл репутацию видного богослова Бухары. Там он встретился с известным восточным шейхом Абу Куб Юсуф аль-Хамаданием и вскоре стал его любимым студентом. Шейх, впечатленный талантами молодого человека, представил его перед сообществом  суфистов и позже предопределил его судьбу стать шейхом и пиром. Студентом Юсуфа Хамадания в то же самое время был известный суфист, философ и поэт Ахмад Яссавий.

Абдулхалик Гиждуваний призывал своих братьев к добровольной бедности и противился принятию ими государственного должностного положения. Он также установил обязательное безбрачие. Однажды во время Хайита (мусульманский религиозный праздник) Абдулхалика посетил святой Хизр, который преподавал ему тихий зикр. Святой дух назначил Абдулхалика сыном.

Согласно Гиждуванию, молящиеся дервиши должны следовать трём предписаниям пророка Мухаммеда из Корана в Суре 33, айат 41.42; Сура 18 айат 23.24; Сура 13, айат 28 высказывания: "Помни вечер", "Не говори ни о чем, что бы сделал завтра, без упоминания желания Аллаха будет ли это или нет, помни своего Бога", "Обращение к Аллаху". В своих наставлениях шейх Абдулхалик предписал, что перед зикром нужно овладеть ритмичным дыханием (Хабс-ан-нафас-идам), чтобы сконцентрировать внимание и произнести слова зикра в соответствии с выдохом и вдохом и скоординированными движениями тела.

Все суфисты полагали, что выполнение зикра - главное требование для тех, кто стремится достичь Бога. Позднее, когда количество общин суфистов увеличилось, обряд зикр превратился в сложный ритуал.

В то время в мусульманском мире было два ритуала зикра: персональный зикр, выполнялся уединёно вслух шепотом в хаджре с шарфом на голове, и коллективный зикр, выполнялся вслух на собраниях сообщества (обычно в ночь с четверга на пятницу) или в так называемом "самасе" или "хадрасе", пока пророк присутствует на собрании.

 

Некоторые общины использовали возбуждающие средства, типа кофе, горячих напитков и наркотиков, музыки, танцев, чтобы изменить ритм, положение тела, чтобы сконцентрироваться на имени Бога, повторяемом иногда десятки тысяч раз.

Абдулхалик Гиждуваний вводил новые тихий и секретный зикры. Гиждуваний развивал 8 основных правил упражнений Тарика. Эти 8 священных правил и ещё три, добавленные Гиждуванием позднее, стали духовной основой порядка Накшбандий.

Эти правила выполнялись в течение 5 столетий и по сей день, на территории, где порядок доминировал. Юсуф аль-Хамаданий умер в 1440 г. в возрасте 98 лет. Его первым преемником был Ахмад Яссавий, но он не был главой порядка долгое время. Когда он достиг возраста пророка, он поклялся жить уединенно, покинул родной для него город Яссий. Абдулхалик Гиждуваний был его преемником.

Священные четки (тасбих), принесенные Юсуфом Хамаданием из Мекки, куда он совершил хадж 38 раз, были вручены молодому наиб Абдулхалику в качестве символа духовной власти. Эти четки были высоко оценены дервишами, поскольку в них содержалось "баракка", который был тем, что святой шейх вложил в них в течение его жизни при произнесении божественных имен. Абдулхалик Гиждуваний хранил четки в специальной коробке, охраняемой шейх-ас-Сибхом. Гиждуваний продолжал теорию своего преподавателя и развивал духовную последовательность порядка Накшбандий Сильсилья (цепь).

Абдулхалик Гиждуваний умер в 1220 г., прожив 95 лет, и был захоронен в родном городе. В 1433 г. Улугбек распорядился построить около могилы святого Гиждувания медресе. Оно было построено по типичному для архитектуры 12-го века проекту.

Позже могильная платформа, покрытая мраморными плитами и называемая "дахмой", была построена поперек медресе. Вокруг платформы был обустроен Двор воспоминания "хазира".

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.