Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Хаким ат-Тирмизи – один из великих людей Узбекистана

20/04/2021 16:49

Полное имя Хакима ат-Тирмизи –  Абу Абдулла Мухаммад ибн Али ибн Хасан ибн Башир (в некоторых источниках Бишр) ал-Хаким ат-Тирмизи.

Информацию о его жизни и научной и творческой деятельности можно найти в работах Таджа ад-Дина Субки (табакат аш-Шайфии’йя ал-кубро), Хатиба Багдада (Тарих Багдад), Ибн Хаджара Аскалани (Лизан ал-Мийзан), Сулами (Табакат аз-Суфийя) и в ряде других трактатов. Хаким ат-Тирмизи рассказывает о своей жизни в книге «Бад'у Шаани Абу Абдулла» («Начало преследования Абу Абдуллы»), опубликованной в Бейруте в 1965 году Яхьёй Исмаилом Усманом вместе с работой учёного "Хатм ал-Авлия"("Печать святых").

В письменных источниках и современной литературе указываются разные даты рождения и смерти Хакима ат-Тирмизи. Некоторые авторы, Ходжа Халиф в частности, в своей работе "Кашф аз-Зунун" назвал годом смерти Хакима ат-Тирмизи 255 год Хижры / 869 н.э. Та же дата указана и на могиле Хакима ат-Тирмизи. Если исходить с того факта, что Хаким ат-Тирмизи прожил более ста лет, по некоторым источникам 112, 116 или 120 лет, он родился в приблизительно между 750 – 760 гг.

Однако, Абдулфаттах Абдулла Барака написал в своём великом творении «Хаким ат-Тирмизи и назарийятуху фил» (Хаким ат-Тирмизи и его теории), что ал- Хаким ат-Тирмизи родился в 205 г Хижры / 820 и умер в 320 г Хижры / 932 и прожил 112 лет.

Источников с подробной информацией о детстве и юности Хакима ат-Тирмизи нет. Согласно его автобиографии, он начал серьёзно изучать религиозные науки в возрасте восьми лет и в возрасте двадцати лет совершил хадж в Мекку. Возвратившись из Мекки, Хаким ат-Тирмизи стал последователем суфизма; он уединился от людей и стал изучать трактаты.

Его отец Али ибн Хасан был ведущим учёным, специалистом по хадису. В поисках знаний он отправился в Багдад, активно участвовал в дискуссиях с известными учёными того времени по различным вопросам хадиса. Его мать и дядю также считали специалистами по Хадису. Поэтому Хаким ат-Тирмизи рос в обществе образованных людей и учёных, которые оказали огромное влияние на формирование его идеологии.

В «Истории Багдада» Хатиба ал-Багдади имеется некоторая информация. Среди учителей ат-Тирмизи были Кутаиба бин Сайид аз-Сакафи ал-Балхи (798-888), Салих бин Абдулла ат-Тирмизи. Его учителя упоминались в «Книгах о знаменитых людях», написанных Ибн Хиббаной: Салих бин Мухаммад ат-Тирмизи, некоторое время бывший кази Термеза, Суфян бин Ваки (умер в 860), Хаса бин Умар бин Шафик ал-Балхи (умер в 840), Ахмад бин Хадравай (умер в 854), Абу Тураб ан-Нахшаби и Яхья бин Мааз ар-Рази (умер в 875).

На основании данных из письменных источников, характеризующих жизнь Хакима ат-Тирмизи, его долгую жизнь можно разделить на несколько периодов.

Первый период включает детство Хакима ат-Тирмизи до семи лет. К сожалению, мы не располагаем точной информацией об этой части его жизни. Но, тем не менее, можно сказать, что в отличие от детей его возраста, он рано проявил свои способности, будто готовил себя к будущей научной жизни. Усердно занимался со своими учителями, приобретал знания в различных науках (в частности в богословии) и готовился к мистической духовной жизни.

Второй период охватывает жизнь Хакима ат-Тирмизи в возрасте с восьми до двадцати восьми лет, когда он учился у разных учителей (шейхов). Ради новых познаний он посещал другие восточные страны, был в Мекке и совершил паломничество. Некоторые источники подчёркивают тот факт, что в этот период своей жизни он уделял много внимания изучению хадиса и проблем фикха.

Третий период его жизни связан с тщательным изучением Корана. Он понимал глубокое содержание слов Бога, их сути, соблюдал посты, проводил много времени в молитвах и совершал благочестивые поступки, и т.д. Огромное влияние на него оказала мистико-философская работа ал-Антахи «Исцеление сердец».

У Хакима ат-Тирмизи было много учеников. Стоит упомянуть некоторых из них: Абу Мухаммад Яхья бин Мансу ал-Кади, Абу Али Мансур бин Абдулла бин Халид ал-Зухли ал Хирави; Абу Али ал – Хасан бин Али ал –Джурджани, Ахмад бин Мухаммад бин Иса, Абу Бакр Мухаммад Ибн Умао ал-Хаким ал-Варрак, Мухаммад бин Джафар бин Мухаммад бин ал-Хаисам бин Умран бин Бураида и другие.

Научная и творческая деятельность Хакима ат-Тирмизи тесно связана с его путешествиями в другие страны и города. Он посетил Балх, Нишапур и Багдад, где наука и культура достигли своей высшей точки расцвета, встречался со знаменитыми учёными и участвовал в дискуссиях. Тем не менее, в его научной и творческой деятельности огромное значение сыграл его родной город Термез, где он и создал свои главные работы. Его проповеди и некоторые работы, в первую очередь, «Хатам ал-Авлия» (Печать святых), «Хал аш-Шарьа» (Суждения Шариата) в которых он рассуждал о мусульманских обрядах, любви к Богу и различных категориях мистики.

«Печать Святых» с существующими наряду «Печатями Пророков» вызвало недовольство некоторых факихов и знати. Скрываясь от преследований своих врагов, Хаким ат-Тирмизи вынужден был перебраться сначала в Балх, а затем в Нишапур, где был хорошо принят, и где он позже приобрёл многочисленных своих последователей.

Работы Хакима ат-Тирмизи

Письменные источники указывают различное число работ Хакима ат-Тирмизи. Некоторые авторы говорят, что их число достигло четырёхсот. Но большинство авторов склонны считать, что работ, принадлежащих ему около восьмидесяти. Как пишет известный египетский учёный Абдельфаттах Абдулла Барака, из четырёхсот работ Хакима ат-Тирмизи до нас дошли только около шестидесяти.

Хотя многие работы потеряны, уцелели некоторые важные его работы, содержащие основные доктрины великого учёного, составляющие его научное и духовное наследие. Первая работа, которую следует назвать это «Наводир ал-Усул фи Маърифат Ахбор ар-Расул» (Замечательные принципы знаний о Расулалле - Посланнике Бога). Она состоит из 291 кадисов и некоторым образом отражает точку зрения автора, его взгляд, его понимание мира. Один экземпляр «Наводир ал-Усул» хранится в библиотеке Мусульманского Совета Узбекистана в Ташкенте. Другие работы учёного: Хакийкат ал-Одамийя» («Книга о природе человека), «Адаб ан-Нафс» (Воспитание души).

Большинство работ Хакима ат-Тирмизи дошли до нас в виде рукописей и хранятся в различных фондах рукописей мира. Условно их можно подразделить на пять групп: рукописи, хранящиеся в Париже, Каире, Дамаске, Александрии, Стамбуле и Лондоне.

 

Следующие работы Хакима ат-Тирмизи хранятся в Национальной библиотеке Парижа (под номером ISBN 5018 в Арабском отделе):

 

1.Китаб аз-Салот ва макасидихо (Книга о молитве и ей целях). 

2.Китаб ал-Хадж ва асрорихи (Книга о паломничестве и его секретах).

3.Китаб ал-Ихтиятот (Книга о предосторожностях).

4.Китаб ал-Джумал ал-лазим маърифитихо (Книга изречений, которые необходимо знать).

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.