Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Нематериальное наследие Самарканда

29/04/2022 11:43

Когда говорят о Самарканде, перед взором возникают площадь Регистан, мавзолей Амира Темура, комплекс Шах-и Зинда и другие исторические памятники и священные места поклонений.

Все это – бережно хранимое бесценное культурное наследие не только народа Узбекистана, но и всего человечества. И еще представление о городе дополняют чистый воздух, прозрачные воды, неповторимые по вкусу фрукты и известный самаркандский хлеб, восточные рынки, обычаи и традиции его жителей.

 

В последние годы сохранению нематериального наследия уделяется особое внимание. Когда говорят о нематериальном наследии Самарканда, обязательно упоминают бумагу, изготавливаемую древним методом, и традициях искусства бахши.

 

Еще 500 лет назад упоминал самаркандскую бумагу Захириддин Мухаммад Бабур. В произведении «Бабурнамэ» он писал, как и где производили бумагу. И мы гордились тем, что самаркандская бумага – лучшая, и у нас отличные мастера-ремесленники.

 

Но почему-то не задумывались над вопросом, что было потом, почему бумага перестала производиться? Неужели не было продолжателей этого дела? Может, и задумывались, но не могли найти ответа.  Этот вопрос волновал и мастера-ремесленника Зарифа Мухторова, и он организовал в кишлаке Конигиль Самаркандского района частное предприятие «Конигил мерос».

 

Именно на этой земле в древности производили бумагу, в этой связи он начал искать здесь следы старинного производства, восстанавливать заново упоминаемые лишь в исторических книгах мельницы на берегу небольшой речки Сиёб. Многие не верили в успех его дела, кто-то просто смеялся над ним, другие советовали не тратить попусту время.  На все это Зариф ака не обращал внимания, и продолжал начатое дело.  


Зариф ака начинал свое дело с членами семьи. Пришло время, когда поток туристов, желающих воочию увидеть процесс приготовления самаркандской бумаги, увеличился, и Зариф ака взял учеников, начал передавать молодежи секреты своего ремесла.

 

Сначала на предприятии было налажено производство бумаги. В настоящее время, наряду с ежедневным производством 100-110 штук бумажных листов различных по плотности, формату и цвету, на предприятии производят записные книжки, кошельки, пригласительные карточки, маленькие сумки – всего более 50 видов изделий. Самаркандские ремесленники именно на этой бумаге рисуют миниатюры, а также используют ее для вышивки.

 

В связи с тем, что в последние годы в стране стало уделяться большое внимание развитию туризма, Конигиль преобразовали в туристический кишлак. На берегу речки Сиёб создали около пятидесяти ремесленных мастерских. Действуют мельницы по лущению риса и производству муки. Туристы имеют возможность не только ознакомиться с работой мельниц, но и процессом приготовления блюд из обработанных продуктов.

 

Например, рис, выращенный в Конигиле, лущат на местных мельницах, и затем из него готовят плов. Также туристы могут увидеть процесс производства самаркандской бумаги, принять участие в выпечке хлеба около мельницы, посидеть в древних глинобитных домах и отведать горячие лепешки и плов. 

В этом селе, прославившемся в качестве туристического кишлака благодаря самаркандской бумаге, сегодня улучшается инфраструктура, кишлак приобретает новый облик, создаются условия для организации и проведения культурно-развлекательных мероприятий, восстанавливается исторический вид сооружений.

 

Также строятся гостевые дома, места общественного питания, создаются пешеходные дорожки на берегах Сиёба, зоны для отдыха туристов на лоне природы.

 

 

…Группа детей ринулась в сторону, откуда доносились звуки чанковуза. Маленькие дети, услышав терма из дастана «Алпамыш» в исполнении бахши под аккомпанемент домбры, начали хлопать в ладоши. Это свидетельствует о большой любви молодого поколения к самобытности, национальному духу народа.

 

Искусство бахши является одним из самых древних искусств Узбекистана. Бахши – это самодеятельные певцы и сказители, которые исполняют на праздниках фольклорные песни из героического народного эпоса и современные импровизации, аккомпанируя себе на традиционных инструментах.

 

Наследие Эргаша Жуманбулбул угли, Пулкан шоира, Фозил Йулдоша угли, внесших большой вклад в развитие искусства бахши Самарканда, сегодня продолжают представители молодого поколения. В частности, много бахши есть и в Нурабадском районе.

 

Известным среди них является поэт Шавкат бахши Бобомурод. Он с детских лет полюбил поэзию, сегодня является автором нескольких поэтических сборников и дастана «Сохибкирон Темурбек». В настоящее время занимается созданием дастанов, посвященных Жалолиддину Мангуберди, Эргашу Жуманбулбул угли, Фозилу Йулдошу.

 

Среди нурабадских бахши-акынов следует отметить и активно работающих в этом направлении Сайим бахши Эргашева, Абдуалим бахши Бекмуродова, Илёс бахши Мамаева.

 

Молодежь Нурабада проявляет большой интерес к устному народному творчеству, искусству бахши, национальным обычаям и традициям. Для их продолжения в культурных центрах организованы фольклорные ансамбли, в которые привлечены таланты из числа местного населения, что служит восстановлению народных традиций, старинных песен и мелодий.  

 

В настоящее время в 1-м культурном центре района образован фольклорный ансамбль «Нуробод чашмаси». Член ансамбля Рохат ая обучает молодежь исполнять мелодии на чанковузе – инструменте, который сегодня забывается. В нынешнем году планируется формирование фольклорного ансамбля во 2-м культурном центре «Жом». 

Сегодня просторы Нурабада покрываются молодой зеленой порослью, воздух чист, свеж и прозрачен. Жители выходят в долину, откуда доносятся мелодичные голоса бахши, звуки домбры и волшебные мелодии чанковуза. 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.