Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Археология и культурное наследие Республики Каракалпакстан

12/09/2014 14:45

Культурное наследие является предметом пристального внимания как в целом в Узбекистане, так и в частности в Республике Каракалпакстан. В этом плане 2010 год стал этапным в развитии культуры, когда Жокаргы Кенес республики принял Закон «Об охране и использовании археологических объектов». Приобщение населения к ценностям культуры является актуальной задачей сегодняшнего дня. Этому процессу приобщения народа к культурным ценностям призвана способствовать правовая охрана памятников культуры. Граждане обязаны оберегать историческое духовное и культурное наследие народа. Памятники и археологические объекты являются достоянием народа, поэтому охрана и использование памятников культуры — одно из важных задач государства.

Исследование археологических объектов Узбекистана и Каракалпакстана и масштабные раскопки проводятся совместно с учеными-археологами ведущих зарубежных научных центров, такими как Узбекско-Французская археологическая миссия, Узбекско-Американская миссия в Узбекистане, Каракалпакско-Австралийская миссия в Хорезме и др.

Исследования археологических объектов совместно с зарубежными коллегами должны вестись комплексно вслед за раскопочными работами и параллельно им должны следовать мероприятия, связанные с подготовкой реставрации и консервации, и их музеефикацией. Музеефицированные памятники должны быть включены в единую систему республиканских и международных маршрутов, стать своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры.

Исходный пласт археологического культурного наследия восходит к эпохе палеолита и неолита. Памятники среднего палеолита изучены на материалах Есен-1,2, Шахмаклы на Устюрте и Кызылнур, Аякагытма во внутренних Кызылкумах. Коллекции каменных орудий Есен-1 и Кызылнур дают не исчерпывающую информацию о технико-типологических особенностях одной из основных линий развития каменной индустрии на протяжении среднего палеолита Арало-Каспийского региона.

Особый интерес вызывает изучение памятников кельтеминарской культуры. Прослеживаются близкие связи с неолитическими культурами Зауралья и Западной Сибири, с одной стороны, и с раннеземледельческими культурами юга — с другой.

Важный пласт археологического культурного наследия относится к эпохе ранних кочевников. В это время в Приаралье формируется тип культуры, который можно назвать сако-массагетским. Ряд его черт характерен для многих народов степной зоны Евразии. В это время сложился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственно-бытовой и поведенческой сферах.

Одним из самых значительных памятников саков Приаралья является городище Чирик-рабат. Оно расположено на левом берегу сухого русла р.Жанадарьи. Надо отметить, что городище обживалось несколько раз. Самой древней его частью является северная, более высокая часть холма, где расположено 2 кургана и 3 кольцевидных сооружения с высокими стенами. Городище Чирик-рабат в древности имело важное стратегическое значение. Оно стояло на оживленном караванном пути в соединении дельты Амударьи и Сырдарьи, как бы охраняя границу страны саков-аппасиаков. Очевидно, этим объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. В ходе разведок в окрестностях городища была выявлена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи.

Весьма важен для разработок и следующий слой культурного наследия, который можно назвать кердерско-хорезмийским. Здесь сблизились и взаимодействовали несколько потоков культурного развития.

В VI-VIII вв. н.э. население Кердера под культурным влиянием хорезмийцев приняло зороастризм, а часть населения Правобережной дельты Амударьи, по-прежнему, продолжала хоронить своих покойников в погребальных ямах, придерживаясь своих древних местных традиций.

Одним из крупных средневековых городов в Правобережной дельте Амударьи был Кердер, упоминаемый уже в источниках X-XI вв. Открытием стала обнаруженная на Кердерском городище соборная мечеть. Раскопками установлено, что это была почти квадратная в плане постройка, с размерами внутреннего пространства 16x12 м. Рядом с ней вскрыты остатки соганы (кадом жой).

Еще одним из значительных средневековых городищ расположенных на территории Каракалпакстана, был Миздахкан, нахаодящийся в 5 км к западу от г.Ходжейли. Город являлся центром сельскохозяйственного округа и центром внутренней и международной торговли. При раскопках найдены импортные изделия из Китая, Ирана и Индии. По результатам раскопок датирован, что Миздахкан был построен в IV-II вв. до н.э. на трассе караванного пути. Миздахкан представлял собой крупный город с развитым ремеслом. На некрополе его был возведен уникальный мавзолей XIV в. Мазлымхан сулыу. Исследователи памятника установили, что Миздахкан является предшественником города Ходжейли.

Дальнейшее изучение и консервация объектов археологии и археологической архитектуры является важнейшим компонентом процесса сохранения и использования культурного наследия республики.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.