Main Menu
Tashkent
Samarkand
Bukhara
Khiva
Baysun
Nukus
Margilan
Ferghana
Nurata
Namangan
Kokand
Sarmysh Say
Termez
|
News / НовостиUzbekistan: Описание некоторых археологических памятников Каракалпакстана19/01/2015 00:19
1. КЫРК-КЫЗ-КАЛА - ГОРОД СОРОКА ДЕВУШЕК
Памятник Большая Кырк-кыз-кала расположен на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан. Был открыт, научно описан и нанесен на археологическую карту С.П. Толстовым еще в 1938 г. Впоследствии неоднократно обследовалась отрядами Хорезмской экспедиции Академии наук СССР и археологическими отрядами Каракалпакского филиала АН Республики Узбекистан. Большая Кырк-кыз-кала - город возникший а античное время, и продолжавший жить полной жизнью и в эпоху раннего средневековья, в так называемой 'афригидский период' (VI-VIII вв.). В конце этого периода город приходит в упадок и запустевает. Большая Кырк-кыз-кала представляет собой в плане мощную крепость размером около 250х215 м, с двойными стенами, включавшими двухэтажную стрелковую галерею шириной 3 м, со стреловидными бойницами во внешней стене. Крепость ориентирована по странам света. Вдоль стен находилась мощные прямоугольные в плане, двухъярусные башни, отстоявшие друг от друга на расстоянии около 25,5 м, и образующие на углах, кроме северного, фигуру в форме ласточника хвоста. В стенах башен устроены бойницы (у внешних углов косые). Стены крепости сохранились на высоту до 10,5 м. с внешней стороны и, кроме бойниц прорезаны квадратными световыми оконцами. Стены сложены из чередующихся поясов пахсы и сырцового кирпича, в основании их находится пахсовый цоколь, на котором помещен нижний пахсовый пояс стен. Бойницы обеих ярусов перекрытия прорезаны в пахсовых поясах таким образом, что основания их в шахматном порядке находились на разном уровне при равной высоте бойниц в пределах яруса. Кирпичи стреловидного перекрытия бойниц устанавливались у более низких бойниц на слое пахсы, а у более высоких на раздвинутых сырцовых кирпичах с раствором. Бойницы расположены высоко - верх стрелы их нижнего ряда на первом этапе существования стрелковый галереи, расположен на высоте 2,5 м, от подножия стены; они расставлены редко. В крепости сохранились руины усадьбы с замком, представлявшие, по С.П.Толстову, остатки жилого здания в цитадели правителя. Посредине северо-восточной и юго-восточной стен выстроены донжоны; первый из них огибался галерей с барьером и имел ограду, второй состоял из двух соединенных башен, видимо, с проездом между ними и представлял собой перестроенный выезд. Название городища Кырк-кыз кала – “крепость сорока девушек” местное население связывает со знаменитым каракалпакским эпосом 'Кырк-кыз'.
ЛЕГЕНДАРНАЯ ГЯУР-КАЛАСУЛТАНУИЗДАГСКАЯ (IV В. ДО Н.Э.-IV. Н.Э.)
Гяур-кала расположена на территории поселка Каратау, на берегу Амударьи, на правой стороне дороги Нукус-Турткуль, в 80 км от города Нукус. Городище впервые было открыто и обследовано сотрудниками Хорезмской археологической экспедиции АН СССР в 1940 г. В этот период был снят план крепости, сделаны зарисовки. В 1951-1952 гг. сотрудники Хорезмской археолого-этнографической экспедиции (Ю.А.Раппопорт и С.А.Трудновская) провели небольшие раскопки. В начале 80-х годов на памятнике проведены рекогносцировочные исследовательские работы археологами Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана. Про крепость записала легенду русская журналистка А.Е.Россикова, которая побывала в этих краях в конце XIX века: «Очень давно в городе Кипчаке жил один благочестивый человек по имени Шиш-Пайгамбар. У него была красивая жена. В нее влюбился молодой, красивый богатый человек по имени Гяур. Она ему сочувствовала, но влюбленные не имели возможности видеться. Гяур задумался и решил поблизости в горах построить крепость, с подземным ходом к дому своей возлюбленной. Крепость была выстроена, и влюбленные стали посещать друг друга. Долго ли, коротко ли продолжались их свидания, но в один прекрасный день узнал об этом муж и застал их на месте свидания. Он страшно рассердился, бросился на Гяур, и хотел убить его, но Гяур был молодой и сильный. Между ними началась борьба. Однако, как ни был силен Гяур, но одолеть благочестивого мужа ему не удалось. Он страшно устал и с мольбой о помощи взглянул на свою возлюбленную. Та поняла его просьбу, взяла горсть проса и подсыпала под ноги мужа, тот поскользнулся и присел на колени, но не растерялся. Убедившись, что жена помогает любовнику, он позвал свою любимую собаку. Собака бросилась на Гяура и схватила зубами за ногу. Гяур упал и был убит. Покончив с Гяуром, Шиш-Пайгамбар обратился к своей неверной жене и сказал: “учись у собаки помогать хозяину”. Он думал, что жена раскается, но она, как ни в чем не бывало, ушла в свою саклю. Шиш-Пайгамбар рассердился, убил и жену. Когда он умирал, то завещал своим детям похоронить только его туловище. Ноги же отрезать и выбросить. Дети так и сделали. Туловище похоронили, а ноги выбросили». Городище имеет в плане подтреугольные очертания и вытянуто с севера на юг. Остальная часть смыта Амударьей. Городище делится на два участка внутренней стеной. Южная часть городища на многих участках смыта до основания разливами реки, на остальных стены сохраняются в виде оплывших валов. Наилучшая сохранность построек и культурного слоя наблюдается в северо-западной части крепости, где и проведены раскопки. Городище было обнесено крепостной стеной, прорезанной двумя рядами бойниц и заключавшей двухэтажную стрелковую галерею. Стена была усилена башнями, располагавшимися в 20 м, одна от другой. В северо-западном углу городища высота стен достигает 15 м, толщина у основания около 9 м. Как наружная, так и внутренняя стены стрелковой галереи опираются на пахсовые цоколи, которые сложены из двух или трех рядов пахсовых блоков, приблизительно метровой высоты. Пространство между цоколями заполнено забутовкой, состоящей из мощных слоев плотной глины, и чередующихся тонких прослоек щебня и глины. Внешняя стена прорезана бойницами, расположенными через каждые 2 м. Перекрыты бойницы двумя наклонно положенными рядами кирпичей, что придает амбразурам стрелковидные очертания. Крепость является памятником фортификационной архитектуры Хорезма кангюйского периода.
ГОРОДИЩЕ ГУЛЬДУРСУН – КРУПНЕЙШАЯ КРЕПОСТЬ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА (IV-III ВВ. ДО Н.Э. III-В.Н.Э.)
Крепость Большой Гульдурсун расположена на территории Элликкалинского района, рядом с магистральной дорогой Турткуль-Бустан. Памятник открыт и впервые визуально обследован в 1937 г. профессором Я.Г.Гулямовым. Повторному обследованию, произведенному С.П.Толстовым, Большой Гульдурсун подвергся в 1940 году. Во время этих работ был снят план крепости и установлена предварительная дата памятника. Большой Гульдурсун - одна из крупнейших крепостей Древнего Хорезма. В плане представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по странам света. Вход расположен по середине восточной стены. Античные стены и башни в цокольной части крепостных стен построены из пахсы, а выше из сырцовых кирпичей. Они сохранились на полную высоту, достигающую местами 15 м, и составляют основной массив средневековой крепостной стены. При перестройке крепости в хорезмшахское время (XII-начало XIII вв.) внутренняя стена античной стрелковой галереи была снесена, а внешняя снаружи облицована пахсой. Теперь, когда внутренняя обмазка стен обвалилось, два ряда расположенных в шахматном порядке античных заложенных бойниц смотрят внутрь крепости. В пахсовой стене видны забутованные, расположенные на большой высоте, арочные проходы. Фортификация крепости была усилена постройкой наружного барьера со вторым рядом выносных башен, фланирующих подступ к стене. Предвратное сооружение стало полуциркульным в плане. Судя по тому, что средневековая крепость внутри было обжита незначительно, она играла чисто стратегическую роль. Внутри крепости найдена античная и средневековая керамика. В том числе и X-XI вв., что не исключает возможности ее более раннего вторичного обживание. Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Еще недавно в народе ходили поверья, что это проклятое место, что в крепости скрыт подземный ход, охраняемый драконом, что всякий, кто попытается искать неисчислимые сокровища Гульдурсуна, должен погибнуть. (Легенда записана каракалпакским ученым У.Кожуровым). “Гюлистан” - ”Цветник роз”. По преданию это был богатый город с цветущей, изобилующей водой округой. Городом правил старый падишах, имевший красавицу – дочь по имени Гульдурсун. И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища калмыков, разрушая все на своем пути. Калмыки опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг - голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Поредевшие защитники с трудом держали оружие в ослабевших руках. Созвал тогда падишах на совет своих вельмож и полководцев. И нашелся среди них один, предложивший испытать последнее средство спасения. Это был хитроумный план. Осаждение гюлистанцы привели во дворец лучшего из сохранившихся еще нескольких быков, досыта накормили его последний пшеницей из царских закромов и выпустили за городскую стену. А от голода страдали только осажденные, но и осаждавшие. Опустошив округу, калмыки за многомесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Голодные калмыки поймали и убили быка, и когда увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: “Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы! - кричали воины - осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли с голода”. Так решили военачальники калмыков, и в лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь падишаха - Гульдурсун. Много месяцев наблюдала она со стен за предводителем калмыков, молодым красавцем, смелым витязем-сыном калмыцкого царя. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к предводителю врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, что над лагерем врага стоит рев нагружаемых верблюдов, одна за другой исчезают сверстываемые бесчисленные юрты калмыков, что не пройдет и несколько часов как они уйдут. И навсегда уйдет с ними красавец-царевич, свершила она недостойное дело: с преданной служанкой послала она калмыцкому витязю письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну гюлистанцев “Подожди еще один день, - писала она, - и ты увидишь сам, что город сдастся”. Калмыки развьючили своих верблюдов, и вновь в ночи загорелись бесчисленные лагерные костры. И когда на рассвете гюлистанцы увидели, что враги еще теснее охватили город, что не увенчалась успехом их хитрость, они пришли в отчаяние, и умирающие от голода город сдался на милость победителя. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство. Предательницу Гульдурсун привели к царевичу. Он взглянул на нее и сказал: “Если она из-за недостойной страсти к врагу своей родины предала свой народ и своего отца, как же она поступить со мною, если кто-нибудь другой пробудит ее страсть? Привяжите ее к хвосту диких жеребцов, чтобы не смогла она больше предать никого”. И разорвали кони тело Гульдурсуна на мелкие части и рассеяли его по полям. И от проклятой крови предательницы запустело это место, и стали звать его не Гюлистан, а Гульдурсун. В этом трагическом сказании есть зерно исторической истины. В преданиях народов Средней Азии под именем калмыков-грозных завоевателей XVII-XVIII веков, огнем и мечом прошедших по Казахстану и северной части Средней Азии, - сплошь и рядом скрываются еще более свирепые завоеватели XIII века монголы Чингиз-хана. И именно в дни монгольского нашествия оборвалась жизнь в стенах и на полях Гульдурсуна, вновь расцветающего в наши дни. |
Calendar
Weather
Useful Links
Searching for Airways and Hotels
|