Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Самоотверженный патриот, просветитель

11/07/2015 19:52

 

                                                                          

По общественно-политической деятельности, широте знаний ему не было равных среди джадидов того времени

Файзулла Ходжаев

 

         Известный просветитель, писатель, учёный, общественный деятель Махмудходжа Бехбудий считается одним из основоположников движения джадидизма и узбекской литературы XX века. Он родился в 1875 году в Самарканде в семье священнослужителя. Отец его был крупным специалистом в области исламского права, автором множества книг и трактатов, и это не могло не повлиять на воспитание Махмудходжи. Образование он получил в старой школе и медресе. Махмудходжа с детства в совершенстве овладел арабским, персидским, турецким языками. Большое влияние на него оказали его дядя - муфтий Адылкари и казий Мухаммад Сиддык. Махмудходжа служил у дяди казия писарем. Бехбудий регулярно читал передовую газету своего времени “Таржумон” (“Переводчик”), издававшуюся в Крыму. Он активно участвовал в общественно-политическом движении своего времени, был одним из основателей узбекской культуры новой эпохи. Бехбудий стал признанным руководителем туркестанских джадидов, провозглашавшим идеи независимой республики, теоретиком и практиком общеобразовательной школы, театральным деятелем, критиком, журналистом и издателем.

В 1902 году Бехбудий совершил хадж в Мекку, и вернулся, получив звание муфтия. В 1903-1904 годах он посетил Казань, Уфу, познакомился с европейской культурой. В этих городах он с интересом изучал учебно-воспитательный процесс, систему просвещения, печать, театр, общественное управление, которые существенно отличались от туркестанских.       

Бехбудий самоотверженно и активно приступает к созданию в Туркестане джадидских школ по системе, разработанной И. Гаспринским, обеспечивая их учебниками и пособиями. Результатом этих стараний явились “Краткий курс общей географии”, “Книга для детей”, “Краткая история Ислама”, “Практика Ислама”, “Краткая география России”.

Наряду с литературой, историей, географией, Махмудходжа Бехбудий серьёзно занимался и политологией. Его политические взгляды были выражены в таких статьях, как “Стоны Туркестана”, (“Вакт”, 1907 год), “Нужно не два, а четыре языка”, (“Ойина”, 1915 год), “Критика - значит сортировка (“Ойина”, 1913 год), “Что такое театр?” (“Ойина”, 1914 год), в которых он резко выступал против попрания национального языка и религии. Вместе с тем, понимая важное значение печати в формировании мировоззрения народа, его национального самосознания, Бехбудий с 1913 года начинает издание газеты “Самарканд” и журнала “Ойина” (“Зеркало”), которые сыграли важную роль в развитии просветительства и культуры. В этих изданиях печатались статьи, дискуссии, полемика о судьбах нации и национальном самосознании, её истории, а также проблемах международного положения. В центре внимания редактора всегда находились проблемы языка и литературы. Знание нескольких языков Бехбудий считал необходимым условием для развития нации. Так, в первом же номере журнала “Ойина” от 20 августа 1913 года в статье “Нужно не два, а четыре языка” он пишет: “Нам, туркестанцам, необходимо знать тюркский, персидский, арабский и русский языки. Причиной необходимости знания тюркского, т.е. узбекского является то, что большая часть Туркестана разговаривает на этом языке, персидский же - это язык медресе и духовенства. Если во всех медресе светские и религиозные книги были на арабском языке, то их толкование и перевод преподавателями велись на персидском. В настоящее время нужно знать ещё один язык - русский, так как современная коммерция, промышленность и государственные дела, и даже религия ислама, и служение нации невозможно без знания русского”.

Бехбудий поднимал такие важные проблемы своего времени, как скорейшее просвещение народа, забота о будущем страны, отставание обучения в медресе от современных требований, процветание нации и т.д. Он считал, что необходимо направить молодёжь для обучения в разные учебные заведения России, в крупные города Европы, Аравии, Турции. По мнению Бехбудий, лишь тогда Туркестан избавится от невежества и отсталости.

Злободневные вопросы своего времени Бехбудий стремился освещать и в художественном творчестве. Так, драма “Падаркуш” (“Отцеубийца”), написанная в 1911 и напечатанная в 1913 году, принесла ему большую известность. Эта пьеса, как отмечает критика, положила основу драматургическому жанру в узбекской литературе, и была впервые поставлена на сцене 15 января 1914 года в Самарканде непрофессиональными артистами. А 27 февраля труппа “Турон” начала свою деятельность этим спектаклем в известном в Ташкенте “Колизее”. Пьеса произвела большое впечатление на общественность и особенно сильно повлияла на литературную молодёжь. “Я сам не заметил, как под впечатлением пьесы “Падаркуш” написал сценическое произведение “Несчастный жених”, - отмечал в своей автобиографии Абдулла Кадыри. Рецензия “Первый национальный театр в Туркестане”, напечатанная в 14 номере журнала “Ойина” за 1914 год была посвящена постановке пьесы “Падаркуш”, в которой подчёркивалось особое воздействие спектакля на сознание людей. Б.А. Пестовский в статье “История узбекского театра”, опубликованной на страницах журнала “Инкилоб” в 1922 году, писал об этом спектакле: “Основоположник узбекского театра - это самаркандец Махмудходжа Бехбудий!” В этой драме Бехбудий пытался в художественной форме выразить мысль о том, что “непросвещённая нация обречена на вымирание”. Однако этой драме нелегко было увидеть свет. Достаточно вспомнить слова генерал-губернатора царского правительства в колониальном Туркестане Н.Р. Куропаткина, записанные в его дневнике: “50 лет мы держали местное население в стороне от прогресса, от школы, от русской жизни”. Итак, драма “Падаркуш” была напечатана через два года после написания. Однако на обложке была надпись на русском языке: “Посвящаю освобождению России от французского нашествия и юбилею знаменитого Бородинского сражения”. Эта надпись была нужна для цензуры. Даже после опубликования пьесы прошло ещё почти около года, прежде чём её поставили на сцене. Бехбудий, отвечая на письма по этому поводу, писал: “Некому сыграть роль. К сожалению, в Туркестане нет свободного человека, который бы служил народу, вышел на сцену в роли шута”.    

Основу драмы “Падаркуш” составляет идея просветительства. По мнению автора, все несчастья и беды в обществе происходят от отсутствия знаний, которых требует время. Через все произведение красной нитью проходит мысль о том, что причина невежества, бескультурья и всех других зол именно в этом - в безразличном отношении к науке, интеллекту, просвещению.

Знакомясь с драмой, мы узнаём, что Ташмурад не ходит ни в старую, ни в новую школу. Чём глубже мы вникаем в произведение, тем явственнее видим, что отношение сына к отцу, отца к сыну, в сущности взаимны, соответственны друг другу. По понятиям отца, все ценности мира, весь почёт в богатстве. В конечном счёте, говорит он, люди больше уважают не образованного человека, не муллу, а, хоть и неуча, но богатого, у которого много денег.

В драме значительное место уделено образу Домуллы, который выступает против такого утверждения богача. Учитель высказывает свои мысли о том, что детей обязательно нужно учить. “Неужели, наконец, нельзя придти к выводу, что уже двадцать-тридцать лет положении, - говорит Домулла. Однако на это бай отвечает, что “один из образованных - это вы, а у вас даже хлеба нет”.

В произведении определённое место занимает образ интеллигента. Бехбудий словами этого интеллигента выдвигает идею о том, что для народа Туркестана нужны учёные двух направлений. Первое - религиозное направление - это: хатыбы, имамы, мударрисы, муфтии и другие. “Получив религиозное образование в Туркестане и Бухаре, и даже выучив русский язык, они должны продолжать его в Мекке, Медине, Египте, Стамбуле. Второе же направление - это учёные современного уровня. Их Бехбудий называет “современными учёными”. Приверженцы этого направления, по мнению автора, прежде всего должны владеть мусульманским письмом и грамотой! Получив определённые знания в религиозном отношении и “выучив язык нашей нации”, они должны идти в школы светского направления. По мнению интеллигента, узбекский молодёжь после окончания гимназий должна овладеть знаниями в областях врачевания, законодательства, инженерии, судейства, промышленности, экономики, физики, преподавания в учебных заведениях, учиться в университетах Петербурга и Москвы. Не ограничиваясь этим, мы должны посылать своих детей для обучения и воспитания в университеты Франции, Америки, Стамбула. В этом отношении нужно брать пример с богачей Кавказа, Оренбурга, Казани”.

Итак, идея автора в драме “Падаркуш” созвучна взглядам, выдвинутым им ранее в публицистических статьях. Это свидетельствует о том, что идея просветительства занимает в творчестве Бехбудий центральное место. Драма Бехбудий “Падаркуш” оставила глубокий след в развитии узбекской литературы XX века и оказала определённое влияние на молодых писателей.

Итак, Бехбудий жил в очень тяжёлое и сложное время истории Узбекистана. Начавшиеся и достигшие апогея в XVI веке упадок и застой, невежество и фанатизм, между усобицы, местные родовые распри сильно ослабили нацию. Воспользовавшаяся этой ситуацией Россия оккупировала страну и изо всех сил стремилась сохранить в ней застой и кабалу. Ответственность за сохранение обречённой на уничтожение нации, воспитание поколений в духе свободы и независимости, за просвещение и прогресс выпала на долю патриотов и самоотверженных джадидов во главе с Бехбудий.

Весной 1919 года лазутчики бухарского эмира захватили Бехбудий в Шахрисабзе. Затем он тайно был привезён в Карши. По приказу каршинского бека Бехбудий заставили рыть себе могилу, в которую он был погребён вместе с двумя попутчиками.        

Такую версию гибели Бехбудий распространила печать того времени. А по другой версии все основные дела по торговле в руках не у местного населения, а у иностранцев. К смерти Бехбудий могли быть причастны советские органы. Через Карши Бехбудий намеревался тайно перебраться за границу, попасть в Турцию и выступить там на международной конференции с просьбой предоставления Туркестану независимости. А этого не могли допустить большевики, и они вполне могли расправиться с Бехбудий.

В последствии Бехбудий, свято чтивший независимость родины, самоотверженно боровшийся за светское и религиозное развитие страны, заслуживший большое уважение народа, был реабилитирован на основе неопровержимых фактов.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.