Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Туристы любят дарбазов Хорезма

03/08/2015 13:23

С древнейших времён жители солнечного Хорезма отличались своими песнями, в нотах и словах которых пелось о жизни этих людей, а в музыке чувствовались свойственные хорезмийцам энергичность, живость, жизнерадостность. На этой древней земле выросли и служили народу известные музыканты, бахши, поэты, государственные деятели, ремесленники, мастера, палваны (борцы), клоуны, кукольники, шуты.  Они выступали перед народом в основном на праздниках, всенародных гуляниях-сайилях.  Не менее знаменитыми в то время считались выступления канатоходцев – дарбазов. 

В конце Х1Х - начале ХХ вв. в Хивинском ханстве любовь публики заслужили Кутлимурод дарбаз из Газавата, Адамбай дарбаз из Бузкалы Янгибазарского района, Ибрагим дарбаз из села Кият Хивинского района. Однако по истечении времени появляются новые виды искусства, развивается технология, наступает век глобализации и выступления канатоходцев становятся не популярными, о них даже на время забывают.

В 1955 году в Хиву приезжает Асакинская группа дарбазов во главе  Адилжана Хакимова, который замечает ловкость движений не профессионального канатоходца Кадамбая Джаббарова. Так, они отправляются вместе на выступления, первые из которых состоялись через 3 дня после отбытия в Дашаузе. Получив соответствующее обучение у А. Хакимова, Кадамбай возвращается в 1960 году в Хорезм, где начинает самостоятельную работу.

Его сыновья - Бахрам (Борис ога) , Джахонгир и Санжарбек с охотой учились хождению на канате. С 1985 года данный вид искусства снова становится популярным в народе. Старший сын Кадамбай ота Бахрам с младенческих лет начинает вести своих сыновей - Алимардана , Рамазана, Хударгана по канату, прививая им любовь к канатоходству и закаляя дух, а еще исполняя волю и мечту отца. Увидев выступления внуков – дарбазов Кадамбай ота не смог скрыть своих слез радости, гордости и счастья, что его внуки стали продолжателями его дела. Но радость была не долгой, внезапная смерть ранней осенью отняла жизнь великолепного мастера искусства.

Об учениях покойного Кадамбай ота вспоминают часто. О том, как он с простотой объяснял, не ленясь каждому значение слова «дарбаз». Так данное слово состояло в действительности из двух слов – «Дар»-перетянутый канат, а «баз»- игра, то есть означало – «ходить по канату, выполняя разные трюки, тем самым завлекая публику». Вдохновителем же  дарбазов, по словам Кадамбай ота являлся Али (зять пророка Мухаммеда, 4-й халиф, то есть- заместитель).

В давние времена существовали различные изречения, как «Если хочешь посмотреть выступления дарбаза, то нужно надежно одеть «чугурму» (мужской головной убор), а не то она слетит с головы». Это означало, что ловкач-дарбаз ходит высоко по канату, показывая различными движениями свое мастерство. Можно заглядеться и не заметить, как роняешь свой головной убор.

Перетянутые канаты были 3-х видов: высота традиционного каната  состовляла - 21, а продолговатость-37м., размер каната чуть поменьше: высота -12-15м., а продолговатость-13м. Имели узелочки по обе стороны, подтягивались канатами. По этим канатом дарбаз постепенно поднимался наверх при помощи 5-метрового весла (из древесины). Поднявшись, ходил вперёд и назад, иногда мог нести на плечах еще одного дарбаза, а на самой вершине показывал представления на лестницах и на верёвке.

Во время такого представления внизу читали стихи под музыку, в которых  суеверные люди просили от дарбаза  благословения или же рождения ребенка в бездетных семьях и т.п. То есть люди верили, что существует какая-то связь между  дарбазом и богом, поэтому просили благословение от Аллаха через дарбаза.

В настоящее время широко используются канаты с верёвочными лестницами. Их высота 9м., долгота 10м., дистанция между лестницами-5м. Такие канаты очень удобные , пользуются ими при на торжествах и на праздниках. На них хивинский дарбаз Борис ага применяет ряд приёмов вместе со своими сыновьями, как бег на канате; кувырканье на нём вперёд и назад; поднятие  партнёра (стоящего) на голове или на плечах, притом с перевязанными у обоих глазами. Еще существуют и такие выступления как перенос двумя дарбазами одного партнёра на плечах способом шпагата; переход трёх человек в виде пирамиды; переход трёх дарбазов через канат на плечах друг друга.

А приём стойки головой вниз с вытянутыми вверх ногами, переход на приёме крокодила, переход малолетнего партнёра через тонкую проволоку, а также приём переноса двумя дарбазами партнёра вверх ногами, стоящего на мостике на плечах этих двух людей вызывают большой интерес и восторг у зрителей. Они сопровождались внизу звуками сурная, карная, ударных инструментов.Существовали еще представления на симдаре(проволочный канат) предназначались для узких кругов. Симдар считали первоначальным видом  большого каната.

Подобные выступления можно увидеть и в наши дни. В медресе Мухаммеда Рахимхана Феруза в Ичан-Кале группа дарбазов, являющиеся потомками покойного Кадамбай ота Джаббарова показывают свои представления для желающих увидеть своими глазами волшебные движения и различные трюки на канате. 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.