Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Архитектурные памятники Хивы: Мавзолей Сайида Алоуддина

06/11/2015 19:03

Мавзолей Сайида Алоуддина (XIV век) является одним из самых древних архитектурных памятников Ичан-калы древнего Хорезма. Он расположен вблизи от западных ворот крепости к востоку от медресе Мухаммада Ниёза девонбеги. Состоит из двух комнат квадратной формы- комнаты для паломников и гробницы, имеет большой портал.

 

           Комнату для паломников венчает высокий купол, гробницу – покрывает небольшой купол. Эти два помещения разделяет деревянная решетка. Внутренние стены покрыты ганчем. Историки XIV века Имом Ёфий и Ахмад Розий составили список выдающихся хорезмских шейхов, куда был внесен и Сайид Алоуддин, считавшийся известным шейхом после Нажмиддина Кубро.

Об этом свидетельствуют записи в книге Абдурахмана Жомий «Нафахот ал-унс» («Дыхание друзей»). В книге Алишера Навои «Насойим ул-мухаббат» приведены следующие строки: «Шейх Алоуддин Хоразмий был близким другом имама Ёфия. Шейх поведал имаму Ёфию о том, что он отправляется в хадж не по своей воле. Это было ему приказание свыше».

Худайберди Кушмухаммад углы в книге «Дили гаройиб» пишет:» В крепости Хива есть могила Сайида Алоуддина Хивакия и погребены 300 великих шейхов. В Дишан кале погребен шейх Абул Вафойи Хоразмий (XV век) и рядом вокруг него тысяча шейхов».

В фондах музея-заповедника «Ичан-кала» хранится рукопись сына Сафарзода Бабаджана о святых Хорезма, в которой говорится: «Этот человек родился в XIII веке, он из хорезмских узбеков. В молодости обучался в медресе, работал учителем-муллой в школах при мечети, где учил детей. Он также был учителем и наставником Пахлавана Махмуда, когда тот ещё учился в школе. Народ признал этого человека валиуллахом (святым), люди совершали паломничество к месту его погребения, молились и просили исполнения своих желаний.

Существует мнение, что Пахлаван Махмуд якобы сказал: «Кто хочет мне поклониться и совершить паломничество, тот сначала должен поклониться моему учителю и наставнику Сайиду Аллоуддину». Оллакулихан глубоко почитал Сайида Алоуддина как святого и приказал построить рядом с его медресе величественные сооружения, молельни, просторные кельи, учебные заведения, где готовили чтецов Корана, столовые, возвел купола и портал, передал в пользование медресе часть своих земель (вакууф) и высоко поднял его знамя.

Судя по словам, выбитым на стене мавзолея, медресе шейха Сайида Алоуддина, прозванного ещё «Кладезем всех знаний», было построено его учеником, известным представителем течения накшбанди суфием Амиром Кулолом. Бухарец по происхождению, мастер Шамсиддин Кулол (гончар), прозванный «эмиром кулолов», учился у самого Сайида Алоуддина. Когда Амир Кулол начал строить мавзолей для своего учителя, тот приказал ему построить в медресе два надгробия и сказал: «Второе надгробие для тебя, паломники, которые придут поклониться мне, помолятся и за тебя». Поэтому в медресе две могилы, в одной покоится Сайид Аллоуддин, а вторая – пустая. На самом деле могила одна, но над ней возведено два надгробия, что и создает впечатление двух могил. Надгробие покрыто цветными изразцовыми плитками зеленого, синего и белого цвета. Выпуклый цветочный орнамент на плитах придает надгробию красивый вид.

В XIII-XIV веках облицовочное искусство Хорезма по своим качественным и художественным особенностям достигло наивысшего расцвета. Во времена Амира Темура этот вид искусства распространился по всей Центральной Азии, служил источником вдохновения для мастеров, но к XV веку его развитие в Хорезме остановилось. Красивые изразцовые плитки на гробнице Сайида Алоуддина в Хиве является единственным образцом, похожее облицовочное украшение можно встретить на медресе Шейха Нажмиддина Кубро в Куня Ургенче, на портале медресе сестры Темура Туркан ага в Самарканде и на гробнице Кусама Ибн Аббоса в Шохи Зинда. На надгробии с двух концов видны надписи белого цвета. Эти четыре надписи содержат слова с одинаковым значением, надписи сделаны на арабском языке стилем письма сулс, в них можно прочесть следующее:

Шейх шейхов, наш великий Сайид Алоуддин,

Достиг своей смертью милости Аллаха

Уход его от нас совершился на десятый день

Счастливого месяца шаъбон

В последних строчках этого четверостишия скрыта история, 702 год хижры в нем обозначает 1303 год милодия. Десятый день месяца шаъбон приходится на 18 день марта месяца. Значит, в этот день Шейх Сайид Алоуддин скончался и был похоронен здесь.

 

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.