Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Вечное наследство великого художника

24/11/2015 15:26

Имя гениального художника Востока, крупнейшего мастера живописи Камолиддина Бехзода (1455—1535) по праву стоит в одном ряду с именами таких выдающихся личностей, как Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Бабур и другие. Его творчество олицетворяет период высшего расцвета среднеазиатской средневековой миниатюры.

Камолиддин Бехзод жил в эпоху Темуридов — период, который называют Темуридским ренессансом. Осиротев, попал в круг тех, кому покровительствовал великий поэт и мыслитель Алишер Навои. Именно он познакомил юношу с руководителем придворной библиотеки художником Мирак Наккашом, чтобы тот обучил его своему искусству. Вскоре Бехзод стал работать в личной библиотеке великого поэта и достиг известности благодаря своему мастерству.

Когда слухи о его таланте дошли до правителя Султана Хусейна Мирзы, тот пригласил художника во дворец. Как пишет современник Зайниддин Васифи, в своем саду правитель приказал построить специальную мастерскую для Бехзода. Правитель часто наведывался к художнику, который удивлял его зарисовками на государственных деятелей, миниатюрной живописью.

Алишер Навои, отправляя рукопись завершенной поэмы «Лайли и Меджнун» для иллюстрирования, в письме отмечал, что «достойно иллюстрировать ее может только художник Бехзод, которому нет равных в этой области». Достигнув мастерства, Камолиддин Бехзод стал во главе придворной библиотеки, которая была своеобразной академией, где совместно трудились каллиграфы, художники, орнаменталисты и другие специалисты по оформлению рукописей.

К молодому художнику, которого называли «редкостью эпохи», очень уважительно, как к родному сыну, относился выдающийся каллиграф Султан Али Машхади. Рассказывают, что учителем Бехзода по живописи был не только Мирак Наккаш. Его также обучал Пир Сайид Ахмад Табризи. Отмечают, что в раннем творчестве Камолиддин Бехзод подражал художнику Халилу Мирзе Шохрухи. Но вскоре у него сложилась своя манера исполнения, которой следовали на всем Среднем Востоке даже спустя два века. Так, выдающийся художник XVII века Садикбек Афшар свидетельствует, что его современники тянулись к тем мастерам, кто сохранил традиции и манеру Бехзода.

Камолиддин Бехзод вошел в историю как основоположник гератской миниатюрной школы второй половины XV века, руководитель придворных библиотек Темуридов, Сефевидов, мастер, обучивший целое поколение художников, в числе которых Касим Али, Махмуд Музаххиб, Дуст Мухаммад, Мир Мансур Мусаввир, Мир Саййид Али и другие. Им лично и под его руководством иллюстрировались рукописи произведений Алишера Навои, Абдурахмана Джами, Низами Ганджави, Амира Хусрава Дехлави, Фаридуддина Аттара, Саади и других.

Так чем же отличаются его миниатюры и работы его учеников от произведений других авторов?

В своем творчестве художник поднимает злободневные нравственные вопросы, которые актуальны и в наши дни. Так, в миниатюрах к поэмам Алишера Навои мы видим образ труженика-созидателя Фархада, роющего канал, Искандера, строящего стену против злых сил, Меджнуна, страдающего из-за любви, беспечного правителя Бахрам Гура, жестоко наказанного судьбой за свою гордыню и пренебрежительное отношение к другим.

Но не только яркие художественные образы людей выступают героями произведений Камолиддина Бехзода. В них мы видим мир животных, причудливую природу и прекрасные архитектурные сооружения. Бехзод поднял на высокий уровень портретную живопись. Созданные им портреты Алишера Навои, Султана Хусейна Мирзы, Абдурахмана Джами и других донесли до нас образы этих выдающихся личностей.

В годы независимости внимание к богатому творческому наследию и жизни Камолиддина Бехзода было поднято на государственный уровень. Так, в 1997 году принято постановление Кабинета Министров о праздновании в 2000 году 545-летия со дня рождения великого художника, согласно которому проведена международная конференция с участием ведущих ученых 23 стран, построен мемориальный парк-музей Камолиддина Бехзода. Кроме того, его имя присвоено Национальному институту художеств и дизайна.

В настоящее время в республике возрождена классическая восточная миниатюрная живопись. Последователи великого Бехзода учатся в лицеях, колледжах и институте при Академии художеств Узбекистана, принимают активное участие в художественной жизни страны. Сегодня богатое творческое наследие нашего знаменитого предка приковывает внимание искусствоведов всего мира. Оно не только восхищает, но и служит образцом для подражания, неиссякаемым источником вдохновения для миниатюристов, художников, творческих деятелей. 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.