Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Голубая керамика Хорезма

18/12/2015 17:59

Гончарное искусство считается одним из самых древних ремесел. Основные формы и типы оформления глиняных изделий сложились еще в эпоху бронзы. Тогда же ремесленники начали применять и гончарный круг, изобретение которого для человечества по значимости можно сравнить разве что с изобретением колеса.

Еще в глубокой древности керамические изделия стали украшать насечками в виде меандра и ломаных линий или росписью с изображением животных и растений в окружении геометрических фигур, напоминающих солнце, звезды, волны. Эти орнаменты, некогда имевшие магическое значение, слегка видоизменившись, сохранились в декорировании узбекской керамики и по сей день.

Гончарное ремесло Хорезма достигло высокого уровня развития кушанский и кангюйский период, в VШ-XII вв. керамическое искусство достигает художественного и технологического совершенство.

При активных развитие науки, культуры и искусство, строятся парадные светские и религиозно-культовые сооружения, богато декорированные резным ганчем, росписью, поливными плитками уже в ХП-ХШ вв. Такие элементы зодчества, как двери, колонны, украшаются великолепной резьбой. В неполивной керамике появляются новые формы изделий, а в поливной керамике совершенствуется технология глазурей, изготовляется посуда из кашина-полуфаянса. В середине XIII в. развитие золотоордынской керамики оказала значительное влияние более развитая школа гончарного искусства Хорезма. В XIV в. керамика Хорезма оказало плодотворное влияние на развитие гончарства золотоордынских центров Поволжья и Северного Кавказа. В XV-XVI вв. в Хорезме получила распространение керамика с синей росписью в подражание китайским фарфоровым изделиям типа «кобальт», которые в большом количестве вывозились из Китая в Центральную Азию. В XVI-XVII вв. керамика Хорезма, как и другие вида прикладного искусства, переживает определенный спад: снизились мастерство формовки росписи посуды.

Впрочем, известный центр узбекской голубой керамики расположен в Хорезмской области. История возникновения хорезмского гончарного промысла берет начало в XVIII веке, когда в Хиве началось бурное строительство ханских дворцов и мечетей, облицованных узорчатыми сине-бирюзовыми изразцами. Хорезмские керамические изделия отличаются уникальными формами - глубокие блюда (бадия), имеющие высокие вертикальные борта и довольно высокие основания, сосуды для сбивания масла (гуппи), кувшины для омовения (ибрик), масляные светильники (чирок) и различной величины сосуды для хранения зерна, муки (хум) и т.п. Блюда, светильники и сосуды сплошь покрываются изысканным и благородным орнаментом «ойланма ислими» в бирюзовой гамме с вкраплением, зеленого и синего цветов. В центре изделия расположена розетка с геометрическим узором, а края увиты сложным переплетением стеблей и спиралевидных побегов. Часто мастера включают в рисунок орнамента изображение ножа, ружья, гребешка, рыбы, птицы, змеи. Один из русских путешественников в 30 - 40-х годах XIX в.: «В Хиве делают посуду большой величине и очень хорошую, прочнее нашей, и умеют наводить на нее поливу разных цветов». В XIX - начале ХХ в. наблюдается подъем в развитии поливной керамики. Мастерство керамистов проявляется как в изготовлении архитектурных образцов, так и в выработке бытовых изделий -наиболее распространенной в этот период становится характерная только для Хорезма форма блюда - бадия - с вертикальными бортиками. Ведущим колористическим признаком хорезмской керамики становится зеленый цвет разных тонов с включением бело-голубых деталей, ввиду широкого использования ишкоровой глазури. Формируются основные центры поливной керамики Хорезма, которые сохранили свое значение и во второй половине ХХ в. - это Хива (Ханка), Мадыр, Каттабаг, Багат и др. В области керамики прославились такие мастера, как уста Юсуп, уста Искандар Калантаров, уста Веис и др. В декоре изделий появляются предметные изображения - ножи, сосуды, музыкальные инструменты и т. д. В ХХ в. наиболее известным мастером-керамистом был Раимберды Матчанов из селения Мадыр близ Хивы, создавший великолепные по технологическому качеству и орнаментальному изяществу изделия. Высочайшего мастерства в ХХ веке в изготовлении хорезмской керамики достигли гончары из села Мадыр Р. Матчанов и С. Атад-жанов. Замечательные керамические произведения мастеров Б. Ваисова и его учеников С. Абдуллаева и Я. Абдурахманова из села Ханки также являются образцами керамики хорезмской школы.

Основные центры керамики Узбекистана расположены в Ферганской долине, Ташкенте, Самарканде, Гиждуване, Шахрисабзе, Хорезме. Впрочем, в хорезмской керамике достаточно вариантов на любой вкус. Некоторые мастера, отступая от традиционного графич-ного арабескового декора, стали работать в насыщенной желтой гамме, используя цветную глазурь для нанесения простейших расплывающихся узоров. Иные керамические изделия поражают авангардной стильностью. Синебирюзовый колорит насыщен вкраплениями других цветов. Узоры, прорисованные в чуть наивной манере, не сливаются в замысловатые композиции, а свободно разбрасываются по белому ангобированному фону. Кроме цветов, розеток, пальм, встречаются изображения кувшинов, ножей, вполне достойные галереи примитива.

Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводится тонкими контурами марганца, фон заливается темно синим кобальтом или синезеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь наносится очень толстым слоем, еще более усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколения. Вся посуда, которую вы видите на фотографиях, выполнена и окрашена строго по классической старинной технологии, без использования современных красителей и лаков.

Многие виды керамической посуды характерны для каждой узбекской керамической школы. Но есть в Хорезме уникальное блюдо. Это Бадия (бодия). Именно в таком подают хорезмский плов. В отличие от лягана для плова, бадия значительно глубже и имеет высокий прямой бортик, поднимающийся надо дном под углом градусов 85. Иногда соединение бывает сглаженным.

Для хорезмской школы характерны несколько вариантов центрально симметричной композиции. Стоит отметить, что это одна из консервативных и архаичных школ. Мастера хорезмской школы редко позволяют себе вольности в сюжете, орнаменте, символах и формах. И это прекрасно, потому что посуда, неизменно несущая на себе древние символы через тысячелетия вызывает благоговение.

Современная узбекская керамика вполне уместна и в стильном европейском интерьере. Причем больше всего импонирует современному эстетическому восприятию именно то, в чем антиквары обычно упрекают позднюю среднеазиатскую керамику: ее грубый пористый черепок, массивность формы, шероховатость глазурованной поверхности с сетью трещин. Профессиональный художник-керамист, который в угоду моде захочет имитировать простоту и архаичность традиционной гончарной посуды, вряд ли сумеет достичь ощущения подлинности без привкуса стилизации. Это как детский рисунок подправить взрослой рукой.

Если кто-то все же решит непременно отыскать для оформления интерьера среднеазиатскую керамику, ему полезно знать, что в каждом центре, где по сей день сохраняются традиции гончарного ремесла, существуют свои особенности форм, орнамента и колорита изделий. Почти всегда можно узнать и авторский почерк мастера или его мастерской. Среднеазиатская керамика неоднородна, благодаря чему она может быть использована для передачи разнообразных оттенков задуманного образа. К примеру, замечательная хорезмская керамика, обладая скульптурностью формы, сдержанным голубим колоритом, абстрактно-геометрическим орнаментом, с успехом займет место декоративной пластики в любом современном доме, даже там, где не предполагалось акцентировать внимание на этническом стиле. Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими был выработан свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. Одним из них является Ичан-кала - не только хранитель многовекового наследия культуры Хорезма, но и источник живой развивающейся традиции народного творчества.

Самые известные керамические центры начала 20 века: Хива, Ургенч, Ханки, Каттабаг, Кошкупыр, Чимбай, Бируни, Турткуль, Ходжейли. Приграничные Куня-Ургенч и Ташауз. В некоторых из них, с уходом старых мастеров, и с ухудшением качества жизни, промысел «замер». Но с каждым годом на выставках все чаще радует молодежь, работающая в этой технике. До тех пор, пока Хива остается всемирным туристическим центром, есть надежда, что древние тайны изготовления благородной хорезмской керамики не будут утеряны. 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.