Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Стоит в одном ряду с мировыми гениями

25/02/2016 17:42

Нам известно, что основоположником традиции создания пятерицы является азербайджанский поэт -- классик Низами Генжави, который жил в XII веке и писал на персидском языке.

Его поэма прославилась не только в азербайджанской и персидской литературах, а во всем Востоке. Первая поэма Хамсы Низами Генжави называется "Сокровищница тайн", вторая "Хосрав и Ширин", третья "Лейли и Межнун", четвертая "Семь красавиц", пятая "Искандарнаме".

Основоположник создания Хамсы - Низами Ильяс сын Юсуфа родился в 1141 году в городе Генжа -- одном из культурных центров Азербайджана. Отец и прадед поэта были просветителями своего времени. Его прадед Захи Муайяд был поэтом и ученым. Низами его псевдоним, Наваи в своих произведениях приводит ему псевдонимы -- "Шейх Хаким", "Шейх Низами", "Хаким Низами" что указывает Низами поэт -- философ.

Действительно Низами Ильяс сын Юсуфа был совершенен во всех науках своего времени. Он очень рано становиться сиротой. Несмотря на это он изучает и духовные, и светские науки. Низами в совершенстве освоил науку "Суфизм".

Интерес к творениям Низами возник сразу же после смерти поэта. Подражание (назира) "Пятерице" стало традицией.

Из многочисленных подражателей первым достиг большого успеха Эмир Хосрав Дехлави (XIII век) внесший много нового в традицию создания "пятерицы". Его первая поэма "Восход светил", вторая "Хосрав и Ширин", третья "Лейли и Межнун", четвертая "Хашт бехишт" (восемь раев), пятая "Зеркало Александра".

Наваи так пишет об Эмире Хосраве Дехлави: его псевдоним Яминуддин. Его отец был один из руководителей племени Лочин по происхождение тюрк.

Вторым и наиболее удачным творческим подражанием были поэмы Абдурахмана Джами. Джами - великий таджикский поэт родился в 7 ноября 1414 года в Джаме Хорасанском области. Он приехал в Герат ещё в молодости вместе с отцом Низомиддином Ахмедом и дедом Шамсиддин Мухаммедом. Он умер 8 ноября 1492 года в 78 летнем возрасте.

Джами учился в медресах Герата и Самарканда, считавшиющее культурными центрами Мовароуннахра и Хорасана. Он имел очень широкий кругозор. Учитель и наставник Алишера Наваи Джами написал, семь дастанов опережая своих предшественников Низами и Дехлави.

Полное "Пятерицу" на тюркском языке впервые создал Навои. Во вступительной части своего произведения Навои говорит о поэмах Низами и Эмира Хосрова.

При этом он дает очень высокую оценку мастерству Низами:

Кого с тобой в сравненье не возьми,

Никто тебе не равен -- Низами!

А впрочем, был среди людей один --

На Инде певший соловей один.

Не соловей -- а Хызр. Ведь знаем мы:

Был Хиндустан ему страною тьмы.

А речь была той звонкой, той живой,

Им найденной во тьме -- водой живой.

Но на ристалище со мной не он, --

Я с Низами бороться принужден.

Рукой, схватив такую "Пятерню",

В руке надолго ль силу сохраню?

У всех трещали пальцы до сих пор,

Кто с Низами вступал в подобный спор.

Быт надо львом, чтоб рядом сесть со львом,

Тем более -- чтоб в драку лезть со львом…

А предо мной слоны: гянджинский слон,

По истине -- он исполинский слон!

Да и второй -- не столь гигантский слон,

Но слон, однако: индостанский слон.

 

Наваи совершенно по-другому построил свой труд, чем его предшественники: он прославлял не царя Хосрава, а Фархада -- труженика. Это подчеркнуто даже в названии поэмы -- "Фархад и Ширин". Создавая произведение, он не хотел повторять уже высказанные слова…. Пренебрегая традицией подражательства, он смело переосмыслил основной сюжет, и создал отличный, новый вариант. Наваи выбрал версию эмира Хосрава: Фархад у него -- царского происхождения. Поэма начинается как бы с биографии героя, говорится о его воспитании, описывается его жизнь.

Наваи нельзя назвать только поэтом. Он был мудрым политическим деятелем, крупнейшим ученым и меценатом, великим мыслителем, музыкантом, художником. Навои велик. Многогранный талант ставит его в один ряд с мировыми гениями. Его творчество давно уже стало достоянием всего человечества. Особенно большую роль сыграло оно для развития литературы на тюркских языках.

Значение Навои для узбекской литературы определяется тем, что он вывел ее на мировую орбиту. Он открыл узбекскому народу широкую возможность строить свою культуру на родном языке. Сила таланта Навои в том, что его творения пережили века, вошли в память народа, вдохновляют его и поныне.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.