Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Выдающееся явление народного искусства

12/02/2017 09:40

Искусство оформления художественных тканей Узбекистана - поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников.

Во второй половине XIX века во многих городах и селениях Узбекистана (Маргилане, Намангане, Бухаре, Андижане, Самарканде, Китабе, Гиждуване, Ургуте, Бешарыке и др.) вырабатывались разнообразные гладкие и узорные кустарные хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые ткани простых и сложных переплетений. Их использовали для одежды, для украшения жилья. Особенно славились плотные, сотканные из хлопка и шелка, ворсистые бархаты - бахмали, муаровые репсы-адрасы, бекасабы и банорасы; тончайшие и легкие шелковые платки - калгай; шуршащие и переливчатые шохи - канаусы; неповторимо живописные, оригинальные по контрастности и гармоничности расцветок атласы, якруя, ханатласы; ферганские и самаркандские покрывала с затуманенным и нежным узором. Приемы орнаментации этих тканей были главным образом в полосы и в узор, основное своеобразие которого заключалось в нечетких, расплывчатых контурах. Этот прием в Средней Азии называется абрбанди, а сами ткани абровыми.

 

Изготовление набивных тканей было широко распространено у народов, населяющих нынешнюю территорию Узбекистана. Набивные скатерти, всевозможные занавеси, одеяла, платки, высококачественные ткани для женских платьев, разнообразные покрывала, включая конские попоны, даже погребальные саваны и другие штучные и метровые набивные изделия выполняли утилитарные функции и служили украшением быта. Искусством этим славилась Бухара и прилегающие к ней селения. Прекрасные изделия вырабатывали мастера Ургута, Шахрисабза, Самарканда, Катта-Кургана, Ферганы, Ташкента, своеобразием отличалась набойка Хорезма.

Вышитые изделия, дополняя другие виды архитектурно-декоративного искусства - резьбу и роспись по ганчу и дереву, - обильно украшали жилье и мелкие предметы обихода. Большое распространение вышивка имела в национальной одежде - как праздничной, так и повседневной.

 

За большой срок бытования сложились местные художественные стили, в XIX веке выделились крупные центры художественного шитья - Бухара, Нурата, Шахрисабз, Самарканд, Джизак, Ташкент, Пскент, Фергана. Широко распространенное искусство вышивки было сугубо женским искусством. 

Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шальвары, обувь; из женской одежды: платья, - халаты, головные повязки - пешанабанд, платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков кубба обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки. Искусство золотого шитья в середине XIX века достигло высокого совершенства композиционного построения узоров и его технического исполнения. Узоры рисовали на лайке или каргоне, затем вырезали, прикрепляли к натянутой на пяльцы ткани и зашивали золотой или серебряной нитями. Для каждого украшаемого изделия использовался определенный прием застила: сплошной - заминдузи, по вырезанному рисунку на свободном фоне - гульдузи, Каждая часть узора расшивалась определенным швом, их было известно свыше тридцати.

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.