Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Мастерство узбекских наккошов

13/02/2017 09:45

Архитектурно-декоративное искусство занимает значительное место в творчестве народных мастеров Узбекистана. Каноны орнаментальных построений и понимание пластических, художественных свойств местных строительных материалов, широко известных на всем Среднем и Ближнем Востоке, разновидности алебастра - ганча, дерева, камня, керамики составляют прочную основу этого древнего искусства. О высоком профессиональном мастерстве средневековых художников и зодчих, орнамента листов и каллиграфов, резчиков и керамистов свидетельствуют всемирно известные архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других городов Узбекистана.

  

На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись, и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней.

Наккоши - мастера орнаментальной росписи - обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века.

Уже в наше время пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана, сейчас в Коканде продолжают работать сыновья и внуки замечательного мастера ферганской росписи Саидмахмуда Наркузиева.       

Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

 

В орнаментальной плоскорельефной резьбе при всем богатстве и разнообразии рисунков мастера различают три основные стилевые композиционные группы: багдади, ислими и паргори.

Каждую группу характеризуют свойственные ей орнаментальные мотивы и композиционные построения, приемы резьбы и эффекты узорного рельефа.

Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.

Современная роспись по дереву мастеров Узбекистана связана, в основном, с изготовлением декоративных предметов - всевозможных многогранных и круглых столиков, табуретов, ширм, тумбочек, рам, шкатулок.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.