Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Музей под открытым небом

30/04/2017 10:42

Так называют древний город, который в 1997 году отметил свой 2500-летний юбилей. Исторический центр Хивы, в частности крепость Ичан-Кала, внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится много архитектурных памятников: ханские дворцы, мечети, медресе, мавзолеи, минареты.

 

В настоящее время в Хиве существует более 15 частных туристических организаций и других объектов туризма. В отрасли туризма работает около 1000 человек. Основные гостиницы области: «Хоразм Палас», «Азия Хива», «Жайхун», «Хива маликаси», «Ургенч», «Авесто».

В ряду зданий Хивы гузарные мечети, среди которых Ак-мечеть (Белая мечеть) отличается своеобразием планировки. Наружный вид мечети, окружающий её с трёх сторон тенистый айван, три двери однокупольного здания свидетельствуют, что мечеть является местом сбора общины.

Её древние части (фундаменты) были построены в одно время с банями Анушахана. Но надписи на резных дверях указывают, что здание было возведено в 1838 – 1842 годах. Именно к этому времени все здания вокруг площади были в основном завершены строительством, теперь мастера-зодчие должны были возвести здание на оставшейся маленькой части площади. Архитектура этого здания должна была выразить величественность площади, не отличаться слишком от соседних жилых строений, хивинские мастера выполнили эту задачу на высоком уровне.

Мечеть состоит из квадратного помещения (6,35 x 6,35), на который водружён центральный купол, а также айвана. Помещение расширено при помощи арок. Строение айвана и боковые стены отчётливо обозначают фасадную композицию мечети. Купол мечети, высоко приподнятый над плоской кровлей, вместе со своим квадратным основанием издалека придают зданию ступенчатый вид.

Удобное местоположение мечети позволило расположить михраб в южной стене. А это в свою очередь давало возможность совершать намаз (молитву) одновременно и в помещении мечети и в айване. Мастера при строительстве мечети и её декоративном оформлении стремились применять простые методы строительства и ограничиваться украшением её простыми узорами. На деревянных колоннах почти не встречаются резные узоры, лишь верхняя часть колонн выполнена в стиле выкладки хотамкори-пилак (вид накладных узоров из маленьких деревянных брусков). Мастера искусства резьбы по дереву Нурмухаммед сын Адина Каландара и Каландар сын Сейидмухаммеда продемонстрировали своё мастерство на узорных украшениях трёх дверей. Растительные узоры и ажурная резьба дверей выполнены в одинаковом стиле. На стене, расположенной за дверью, обращённой на северную сторону еле видны узоры, похожие на различные надписи. В 1956–1960 годы в мечети произведены консервационно-укрепительные работы.

Еще одним интересующим объектом туристов являются бани Анушахана, которые были построены в период правления хивинского хана Абулгази (1603 – 1663 г.г.) в 1657 году. Возвратившись в Хиву после удачного похода на Кермине, Абулгазихан устроил великий пир и всенародно признал заслуги сына и по достоинству оценив их, дал ему знамя, литавры, войско, а также пожаловал Хазарасп (крепость). Постройка бань в честь Анушахана видимо, были также одним из милостей, оказанных сыну со стороны Абулгазихана, потому что он в конце своей жизни, ещё будучи живым (в возрасте 60 лет) передал трон своему сыну Анушу. Такого поступка кроме Абулгазихана, не совершал ни один из властителей, правивших в Хорезме. Бани того времени построены в несколько сложном плане, вход в них через маленькое купольное помещение, примыкающее к Ак-мечети. Для того, чтобы хорошо сохранять тепло, помещения бань чуть заглублены под землю, снаружи видны лишь их купола. Внутри бань находились входной коридор, комната для одежды, мыльная комната, парная, бассейн с горячей водой, кочегарка (гулах). Связь помещений между собой повторяет порядок расположения древних бань. Перед помещением кочегарки с очагом (гулах), откуда отапливались бани, сохранился колодец. Вода поступавшая по желобам собиралась в большом чане, горячие газы из кочегарки через систему специальных каналов проходили под полом помещений и обогревали бани, а потом через дымоходы в стенах выходили наружу. Четыре помещения, расположенные вокруг бассейна с горячей водой обеспечивались водой через проёмы в стенах. Площадь глубоких помещений располагалась в таком направлении, что мыльная (грязная) вода через комнату расположенную в самом низу вытекала в специальные ямы.  Помещения бань внутри освещались через оконца, проделанные в верхней части куполов, выложенных из жжёного кирпича, в интерьере бань никаких украшений нет. Стены и поверхность купола обмазаны влагоустойчивой смесью (в диалекте “хаджжа”, которая приготовлялась путём смешивания солончаковой почвы, находящейся на берегу озёр, при помощи специальных приёмов. Она была известна под названиями белая и чёрная хаджжа (вид ганча), и использовалась в строительстве всех древних зданий в Хорезме. И в наши дни этот вид старинной штукатурки не потерял своего значения). Для того чтобы комнаты были маленькими мастера применяли при строительстве купола, имевшие простое строение.По древнему преданию, рассказанную старожилами о рождении Анушахана, о прозвании его Ануша, Абулгазихан ёщё до восшествия на престол, будучи наследным принцем полюбил одну черкесскую невольницу по имени Ануш. Но по причине того, что тогда ещё не достиг совершеннолетия, не смог жениться на ней. Прошли годы, Абулгазиженился, у него родилось десять сыновей. Но дочери не было. Он долгое время испытывал душевные страдания, думая, что когда умрёт, не останется за ним дочери, которая бы оплакивала его кончину. Однажды, когда у жены, бывшей в положении, приближалось время родов Абулгази собрался на охоту. Перед отъездом он обещал, что того, кто доставит ему радостную весть о рождении дочери, он щедро наградит. По воле судьбы опять родился мальчик. Но повитухи пошли на хитрость, и сообщив что родилась дочь, взяли у хана подарок за радостную весть (суюнчи) и одели новорождённого как маленькую девочку. Абулгазихан в честь своей первой любви дал новорождённой имя Ануша. Прошло достаточное количество лет, “Ануша” вырос в большого юношу, но всё равно продолжал ходить в женской одежде, потому что, рассказав ему о происшедшей истории, от него тоже получили согласие не раскрывать тайны.  Случилось так, что Абулгазихан в войне с Бухарой, в одном из сражений попал в плен. Бухарский хан посадил его в зиндан (подземную темницу). А в это время в Хиве между старшими братьями Ануши началась борьба за овладение ханским престолом. Ануша, услышав о происшествии с отцом, поехал к хану Бухары, просил его освободить отца из плена. Бухарский хан увидев перед собой красивую юную девушку, которая с такого далёкого расстояния из самой Хивы приехала с просьбой о даровании свободы её отцу, смягчился. Но поставил перед ним такое условие, сказав: - “Если ты выйдешь за меня замуж, я освобожу твоего отца”. Ануша дал согласие в ответ на условие хана. Бухарский хан повелел освободить Абулгазихана и привести к нему. Абулгазихан уяснив положение, со стыда чуть не провалился под землю. -“Уж лучше бы я умер, чем видеть такое, быстро возвращайся обратно домой”- повелел он. Ануша в ответ на это ответил:- “Прежде чемубьют вас, сначала пусть убьют меня, я обратно не вернусь”. И Абулгазихан был освобождён из неволи. После этого Ануша обратился к Бухарскому хану со словами:- вы освободили моего отца, но от своего слова не должны отрекаться. Сейчас я раскрою и перед отцом и перед вами одну тайну”-сказав это, снял с себя женскую одежду, рассказал, что на самом деле он молодой юноша, а также про происшедшее некогда событие. Хан Бухары сдержав своё слово, оказав милость отцу и сыну отпустил их на Родину. Приехав в Хиву Абулгазихан, сказал следующие слова – “Я сожалел  что у меня нет дочери, но оказывается у меня есть не одна, а десять дочерей и только один сын”,- и вручил престол Ануше, добавив: - “пусть будет венцом твоего трона”,- построил на имяАнушахана бани.Общеизвестно, что бани являются для человека очень большой необходимостью, ещё три тысяча лет назад в древнем Риме  бани считались не только местом, где очищается тело человека, но также местом, где излечивается и предупреждается возникновение различных болезней. О том, что бани оказывают очень большую пользу на здоровье человека хорошо  знали в Иране, Китае, Индии, на земле Турана и строили в городах бани, которые постоянно обслуживали население. Имеются исторические сведения о том, что в начале XVII века в благородной Бухаре было восемнадцать бань. Из известных истории бань в этот период в Хиве было две. Но можно предполагать, что их было гораздо больше.

Первые старинные бани располагались вблизи ворот Палван дарваза и имели очень простое строение, из под земли выступал лишь один купол моечного помещения, построенный под землёй. Эти бани служили населению города очень долго время. Кроме них были ещё бани Анушахана. Хивинские бани по своему внешнему виду представляют собой уникальное архитектурное сооружение, по типу строительства коренным образом отличаются от других бань Востока. Одна часть здания заглублена в землю, моечные помещения тоже расположены подобным образом. Снаружи видна лишь верхняя купольная часть здания. В баня химелось около двадцати помещений, моющихся обслуживали пять служителей бань. Это были два банщика, один служитель в кочегарке, и два мешкобчи (водоноса). Внутри была также цирюльня, обслуживающая клиентов. В банях был установлен строгий порядок для мытья, в четверг (пайшанба) мылись сановные лица благородного происхождения, хан и его близкие, в пятницу (джума) улемы (верхушка мусульманского духовенства), религиозные деятели, а в остальные дни городское население и лица, пришедшие с селений. Бани находились в ведении ханства, и для них также были выделены вакуфные земли. Мытьё в банях женщинам, детям, иноверцам и лицам с кожными заболеваниями запрещалось. Чтобы отопить бани использовались разные отходы, собранные у хозяйств, проживающих во внутренней части города, кизяк (высохший помёт рогатого скота, лошадей, ослов), которые сжигались в кочегарке бань. Это в свою очередь позволяло содержать территорию внутри города и воздух чистым. Помещения нагревались посредством специальных труб, проходящих под полом бань, имелось парное помещение, с колодца находящегося вблизи бралась вода для использования в качестве запаса. Все помещения, располагавшиеся вокруг большого центрального помещения выполняли какую нибудь функцию. Если в одних можно было помыться, попариться горячим паром, в других помещениях проводились сеансы медицинского массажа. На Востоке горячий пар использовался для лечения болезней ревматизма, ножно-суставных болезней. Табибы (лекари) владели приёмами массажа, они хорошо знали что массаж оказывает большую пользу при лечении нервов, кровеносных сосудов, болей, возникающих в разных частях организма. Табибы смотрели на массаж не как средство, доставляющее покой, а как  средство лечения. Такой вид оздоровления проводился постоянно. Кроме этого в банях имелось специальное помещение, где лечили зубные заболевания, рвали зубы. В Хиве лечение зубов развивалось с давних времён.

В сельской местности вырывание зубов выполняли мастера- кузнецы, цирюльники. В банях Анушахана кроме лечения, вырывания больных зубов, у больных с заболеваниями ”хафақон” (кровяным давлением) брали также кровь. В результате этого обеспечивалось нормальное кровяное давление больного.  Лечение при помощи этого приёма на Востоке с древности было традиционным.

Вместе с мытьём в банях Анушахана клиенты восстанавливали своё здоровье, отдыхали. Внутри бань размещалась чайхана для клиентов со всеми условиями для их отдыха, в беседе за чашкой чая. Здесь же в специально отведённой комнате чайханы приготовлялись кроме чая, лечебные настойки из корней, листьев, плодов и цветов целебных растений. Торговля целебными настойками осуществлялась здесь же. Бани Анушахана в своё время оказывали бескорыстную службу населению города, тут не будет преувеличением сказать, что они являлись также своего рода специализированной лечебницей своего времени.

В настоящее время бани реставрированы, однако все же привлекают зарубежных гостей интересными преданиями. 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.