Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Известные мавзолеи Хивы

30/04/2017 10:44

Мавзолей Уч овлия бобо расположен рядом с западными стенами Таш Хаули, он сооружен в память о трех святых. Громадный зал мавзолея покрыт куполом с ячеечным сводом. В мавзолее много захоронений. Самая ранняя дата – 1561 год, это можно увидеть на панели резной двери. Имя мастера также написано на резной входной двери – Абдулла Ибн Саид. Судя по надписям, мавзолей был отреставрирован в 1821-1822 г.г. В начале 80-х годов 20 века входной портал был поврежден сильным дождем, кроме этого, были сильно испорчены колоны айвана мечети. После реставрации и реконструкции прилежащей территории, мавзолей стал часто посещаемым местом.

 

Комплекс в составе медресе, мечети и минарета Бикажон бика находится рядом с мавзолеем почитаемого в народе Шокаландар баба, входящего в состав комплекса. По историческим сведениям Шокаландар баба был шахом, и бросив шахство стал странствующим дервишем (каландаром). Придя в Хиву вместе с двумя дервишами, он остался здесь жить. После смерти Шокаландар баба, ученики воздвигли над его могилой мавзолей, который превратился в почитаемое место. Мавзолей был построен в ХVI веке. В 1894 году возле него были построены медресе, мечеть и минарет.

По рассказу местных жителей, строительство медресе и минарета было начато младшей сестрой Мухаммед Рахимхана II Феруза Бикаджан-бика, которая начала строительство без разрешения хана. Узнав об этом разгневанный хан велел остановить строительство. Спустя некоторое время, хан, сожалея о своём решении, повелел продолжить возведение медресе. Но средств, чтобы продолжить строительные работы у Бикаджан-бика не хватило. Тогда Мухаммед Рахимхан II Феруз дал указание Рахматулле ясаулбаши сложить свои денежные средства со средствами Бикаджан-бика и достроить его.

Данный комплекс состоит из одноэтажного медресе, квадратного в общем плане, но с поперечным расположением двора и асимметричной композицией входной группы. Вход в него через трёх купольный вестибюль, с коленчатым проходом через ряд купольных отсеков. Помещения дарсханы и мечети, различны по архитектуре: дарсхана перекрыта балочной кровлей, мечеть – массивным сфероконическим куполом. Входы из вестибюля смещены к главному фасаду. Прямоугольные худжры крыты сводом “балхи”, в скошенных углах дворов с гранеными нишами размещены входы в пару худжр – угловую, увеличенную по площади, и рядовую. Главный фасад, обращенный на север, разработан архитектурно независимо от структуры скрытых за ним строений: по сторонам от узкого хорезмийского портала, увенчанного узором “шарафа”, по углам расположены башенки-гульдаста, на поверхности которых вкраплены зелёные “бантики”. 

Минарет расположен в четырех метрах от портала, почти по центру главного фасада. Площадка к западу от него, перед мечетью, занята пристройкой с плоским балочным перекрытием, служившей молитвенным залом не только для студентов медресе, но и для обитателей соседнего квартала. Ствол минарета резко сокращается по диаметру, составляя у вершины примерно треть диаметра основания. Ствол минарета облицован шлифованным кирпичом и расчленен несколькими декоративными поясами в виде ромбиков парной кладки с “бантиками”. Минарет увенчан трёхрядной кирпичной “шарафой”. Градостроительно этот минарет открывает собою серию минаретов, расставленных по главной улице старинной Хивы, идущей с запада на восток.

Мавзолей Шокаландар-баба первоначально был трех камерным, с зиярат-ханой и двумя усыпальницами за ней. Ныне сохранилась только зиярат-хана в виде купольного здания с выступающим порталом.

Еще одной достопримечательностью является мечеть и медресе Палван Кари, построенное богатым хивинским купцом Палван Кари, одним из доверенных лиц Мухаммад Рахим-хана II. Он играл значительную роль в налаживании торговых отношений с Россией, Бухарой и Турцией. На прибыль от торговли Палван Кари решил построить этот комплекс. Медресе состоит из 17 худжр, летней и зимней мечетей и высокого минарета. Декоративные элементы сконцентрированы только у главного фасада. Верх портала выложен орнаментом из зеленых плиток, а угловые башни украшены маленькими зелеными куполами.

Минарет находится в восточной части Дишан-Калы, рядом с комплексом Сейид-бия, включающего в себя мечеть, минарет и двухэтажное медресе. Сооружение представляет интерес, прежде всего тем, что разительно отличается от традиционного типа хивинских минаретов, значительно сужающихся к верху.

Примечательно, что и декор минарета тоже необычен. Такая скромность в отделке не характерна для восточного зодчества. Все его украшение - пояса фигурной кладки из кирпича, орнаментированные зеленой глазурированной плиткой в виде «бантиков».   

Также привлекает туристов и медресе Кази-калян, построенный в 1905 году главным судьёй (кази-калян) Хивы Салимом ахуном. Облик медресе и его размеры небольшие, и не отличаются от других современных ему медресе. Но принцип обучения в этом медресе в своё время различался от других духовных учебных заведений. Здесь наряду с другими духовными науками изучали правоведение, давались знания, касающиеся норм и положений взимания различных налогов и сборов (закят), то есть юридические знания.

Медресе спереди оформлено невысоким порталом, обращённым центральным фасадом на север. Под порталом имеется вход в трёхкупольный мионсарай медресе, через двери, украшенные резными узорами. Справа и слева от трёхкупольного вестибюля расположены купольные помещения зимней мечети и аудитории для студентов медресе. В медресе имеется 15 худжр, крытых сводом “балхи”. В строительстве медресе принимали участие известные мастера Хорезма Худайберген хаджи, Каландар Кочум, Багбек Абдурахманов, Матчан Кулимов, Ваис кулял и другие. По утверждению народного мастера-орнаменталиста Абдуллы Балтаева в медресе училось 35 студентов.

В настоящее время в помещениях медресе размещается экспозиция музея истории “Музыкального искусства Хорезма. Всего здесь выставлено 352 предмета, отражающие историю развития музыки в Хорезме с древнейших времен до наших дней. Посетители по желанию могут прослушать здесь мелодии древних хорезмских макомов.

Медресе Мазари Шариф отличается как названием, так и историей. По преданию у Рахимкулихана был сын по имени Иса тюря, он некоторое время был хокимом города Ташауза (город на территории Туркмении) и построил вблизи мавзолея Пахлавана Махмуда медресе на своё имя, называемое “Мазари Шериф” (“Могила Благородных”), после того, как Иса тюря, совершая паломничество в Мекку, заболел в городе Стамбуле, тогда его усадили в кажава (вид носилок для переноски правителей и знатных лиц двора) и в таком виде повезли в хадж и привезли обратно. По возвращении в Хиву, он рассказал о случившемся хану. Мухаммед Рахимхан Сани (Феруз), сидевший в то время на ханском престоле сказал Иса тюря, что - “совершая паломничество нужно претерпеть трудности пути”. Прошло некоторое время, Иса тюря следуя совету хана хорошо подготовившись, снова собрался в паломничество (хадж) в Мекку. Возвращаясь с хаджа Иса тюря снова заболел, но уже в городе Мазари Шериф (город на территории Северного Афганистана). Приехав после выздоровления в Хиву, царевич построил в честь этого города для своей родни маленькое медресе, называемое “Мазари Шериф”.

Медресе Матпанабай, расположенное к северу от мечети Джума было построено одним из богатых купцов ханства Матпанабаем в 1905 году. Строительство медресе осуществляли главные мастера Хивы Худайберген хаджи и Каландар Кочум. Портал медресе обращён лицевой частью на восток и с южной стороны устроен коридор для входа в медресе. В нем имеется более десяти худжр для студентов, дарсхана, а в южной части купольная мечеть. Потомки Матпанабая на сегодня проживают в городе Ташаузе Туркменистана.

В 2001 году в помещениях медресе была открыта экспозиция, музея истории “Авесты”, посвящённая 2700-летию со времени создания этой знаменитой книги древних хорезмийцев.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.