Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Медресе Кази-калан

10/03/2014 09:15

Медресе Кази-Калан был построен в 1905 году главным казием хивинского хана Мухаммадом Салимом Охуном. В 30 лет Салим Охун становится главным казием ханства и долгие годы работает на этой должности. Это небольшое здание, главный фасад которого обращен на городскую улицу. На угловых стенах снаружи медресе в качестве опоры установлены четыре угловые башни. Они украшены облицовочными плитками белого, синего и зеленого цвета. Через небольшие ворота (резная дверь, двустворчатая), находящаяся под высоким порталом, можно войти в средний дворец (серединный двор), накрытый тремя куполами. С левой стороны медресе находятся учебная комната, с правой – мечеть с 16 худжрами (кельями). Окна и двери худжр смотрят на айван. В каждой худжре имеется очаг (небольшая ямка посреди комнаты для огня, костра, вокруг которого сидели и грелись зимой). На айване также имеется колодец глубиной 8-10м. На внутренних и внешних порталах медресе арабскими буквами написан стих философского содержания. Хотя это медресе своим внешним видом и величиной уступает место другим, однако сильно отличался от других медресе методом обучения. Здесь наряду с религиозными знаниями обучали законам шариата, правам и правилам сбора налогов и закятов.

          Ханство управлялось на основе религиозных канонов, сборников законов, как «Хидоя», «Шархи Викоа», «Жомиул фатови». Управление правовых и религиозных дел возглавляли Кази-калян и Шайхул-ислам.

          Муфти (дающий фетвы, разрешения) и алам (самый большой ученый, знаток законов шариата) считались знатоками этих правил и они выносили решения по какому-либо религиозному или правовому вопросу.

Самым главным правоведом страны считался кази-калян, которого назначал сам хан. Хан  часто менял казиев. Назначенный казий должен был пройти  через экзамены. Мелкие кази, т.е. казий районов и областей ханства подчинялись главному Кази-каляну.

Неудовлетворенные решением  казия или кази-каляна люди могли обжаловать их и должны были прийти  и заявить об этом хану. Однако  все рассмотренные дела казия считались справедливыми и священными, так как они соответствовали законам Корана. В каждом бекстве (уделе) работали от 1 до 4 казиев, они были высокообразованными людьми и отлично знали законы мусульманского шариата. Каждый  поступающий на должность казия выдвигал свою кандидатуру на выборах и сдавал экзамены в Хиве. Многие не проходили экзамены. Прошедшие же  казии утверждались решением хана и начинали работу, заказав для себя печать.

Ниже приведены следующие строки из письменной грамоты Сайида Мухаммада Рахимхана хазараспскому беку, где говорится о назначении домлы  Мурада и домлы Муллы Абдукарима махдума на должность  казия и председателя: «…пусть они приступят к исполнению законов шариата, пусть обучат религии мусульман, проверят мулл, имамов и муэдзинов, мальчиков направят в школы, ленивых пусть заставят  совершать намаз (читать молитву), накажут тех, кто противоречит шариату, проверят на базарах аршины и гири весов, если обнаружат неисправные мосты и мечети, пусть починят их с помощью своих же мастеров. Пусть теперь народ Хазараспского удела (бекства) обратится к казию и председателю для разрешения различных вопросов, для совершения обряда бракосочетания, пусть оплатят налоги и все дела рассмотрят в судебном учреждении (конторе Казия)…».

Исходя из содержания данной грамоты, также можно узнать место, куда направлен тот или иной казий, его обязанности, жалованье. Также указывается то, что жители данной местности должны подчиняться казию, советоваться и обращаться к нему по любому вопросу шариата. Кроме этого, на казия были возложены такие обязанности, как защита имущества сирот, назначение им опекунов, распределение наследства, призыв людей к добру и милосердию, призыв людей не совершать грехов, контроль над школьными правилами и  совершением общественных молитв.

Получение казием денег за оформление брачных документов было установлено законом. На грамоте хана указывается и это. Грамоты хана, точно также как нынешние листы анкеты, подготавливались заранее. На уже готовых листах писались только имена и дата. Эти грамоты оформлялись ханскими каллиграфами. В фонде музее-заповедника хранятся листы для вакуфных грамот. На этих грамотах указывается сумма денег, получаемая за обряд бракосочетания и оформление бумаг. Если казий получал больше указанного на грамоте, его освобождали от занимаемой должности. Эти законы действовали не только в Хивинском ханстве, но и во всех государствах Средней Азии.

Ученные-историки из Узбекистана и Японии изучают документ. Хива, 2008 год.

Чтобы знать настоящую историю, нужно изучать документы казия. Потому что в них отражаются взаимоотношения людей в течение всей жизни. В совместную работу ученых университета иностранных исследований города Киото Японии и ученых института Востоковедения Академии Наук РУз по изучению истории делопроизводства казиев, которая началась в 1992 году, в исследование был включен и Хивинский музей-заповедник «Ичан-Кала». В сентябре  2001 года был издан на русском языке I том книги «Каталог документов Хивинского верховного судьи (казия) XIX-XXвв.».

В 2007 году была выпущена в издательстве «Наука» книга Элёра Каримова «Регенты казийских документов и ханских ярлыков Хивинского ханства XVII-XXв».

В строительстве медресе участвовали такие известные мастера, как Худайберген Хаджи, Каландар  Кучим, Богбек Абдурахманов, Матчон Болтаев, Ваис Кулол и другие. В настоящее время в медресе работает музей «Истории Хорезмской музыки».

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.