Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Бесконечный столп небес

09/05/2017 14:06

Именно так назвал минарету Мухаммед Аминхана известный поэт Агахи, написав стих и год его возведения (год хиджры 1271(1855)”.

Форма минарета представляет собой усечённый конус, который хотя и в незавершённом состоянии выглядит очень внушительно. Если исходить из динамического сужения минарета, то после завершения высота его должна была достигнуть около 70 – 80 метров, он должен был быть самым большим и высоким минаретом в Средней Азии. Но сегодня минарета привлекает туристов именно незавершенностью и цветом майолики, которая, несмотря на годы под яркими солнечными лучами Хорезма не изменило своей окраски. В архитектуре синие, зелёные, голубые краски характеризуются как “холодные тона”. Хотя здесь в большинстве применена белая окраска, она выглядит как будто оформленная и использованная из “тёплой” цветовой гаммы. В майолике использованы красноватые тона, но это почти незаметно. Здесь сохранена целостность, цветовая гармония. В украшениях минарета применялись в основном в большом количестве геометрические узоры (гирих). На его вершину ведёт лестничный ход с уровня второго этажа, то есть, на минарет можно взобраться по деревянным спиралеобразным лестничным ступеням, ведущим на верх. Эти ступени время от времени реставрировались. Возведение минарета было начато в 1853 году Мухаммед Аминханом и в 1855 году после убийства хана во время военного похода на Северный Иран и возведении на трон Абдуллахана строительные работы были приостановлены.

Недостающие надписи на арабском шрифте на фарси, на майолике, отпавшие со временем с верхней части минарета были восстановлены в 1997 году, накануне празднования 2500 летия города Хивы. Надписи на фарси со стихами Агехи были восстановлены в своём первозданном виде. Восстановление букв на майолике осуществил мастер-реставратор майоликового искусства Рустам Тахиров. Содержание их текста примерно, нижеследующее: “Возведён высокий минарет, доставляющий усладу человеческой душе. Подобного ему ещё не видели очи небес. Слава его достигла эмиров земли. Его стороны лишены вины и недостатков. Если узреть их глазами справедливости, то дерево кипарис перед ним будет подобно мелкой соломе. Он лучше дерева Тубо умиротворяет сердца. Его красивый вид изменил лик земли и небес подобно раю. Он стал таким столпом небес, что разумом это невозможно понять.

Как известно, строительство минаретов было связано с распространением исламской религии в крае. Минареты обязательно строились вокруг каждой мечети или медресе, они использовались для призыва с них мусульман на совершение молитвы. Позднее, они также, начали строиться в качестве украшения города и демонстрации силы и мощи властвующих государей. Поэтому древние памятники восточных городов нельзя представить без минаретов. Если из цепи десятков архитектурных сооружений Хивы, известных всему миру убрать минареты, то облик города стал бы бедным и невзрачным. По свидетельству исторических источников вблизи каждой мечети и медресе возвышался минарет.

О строительстве минарета Мулла АлимМахдум хаджи в труде “История Туркестана” пишет следующее: “После завершения строительства медресе по повелению хана был издан указ о строительстве рядом с медресе самого высокого минарета. В период продолжения строительства минарета (1855 год), Мухаммед Аминхан совершает поход на Иран и погибает, в результате минарет, который он начал строить, остаётся незавершённым.

В действительности история этого события такова: Мухаммед Аминхан в год хиджры в 1271 году во второй день недели, душанба, (ныне считается понедельником) месяцажумадулохир был убит в местности Канлитепа, находящейся в подчинении Серахса. Ему было около тридцать пяти лет, когда туркмены убив его, отрезали ему голову, которую вместе с головным убором (кулах), короной и другими вещами на пятнадцатый день этого месяца доставили в Тегеран, во дворец шаха. Но, Насриддиншаху этот поступок туркмен пришёлся не по душе. Потому что, властитель Хивака и сын хана Хорезма, начиная с его отцов и дедов, как и шах Ирана верно служил аллаху и соблюдал устои господина мавлаиХанифаАхмадия, в интересах пророка Мухаммеда, (он) не откладывая дело на долгий срок издал шахский указ, построить в Тегеране, рядом с центральными воротами государства мавзолей с высоким куполом, в котором вместе с головой хана были захоронены все его вещи и принадлежности, прочитана поминальная молитва из Корана и для умиротворения его духов, даны пожертвования бедным и обездоленным.

Суть истории событий в Канлитепе такова, что, Мухаммед Аминхан каждый год совершал военный поход (чаповул) для наказания не повиновавшихся ему туркмен Мерва и Серахса, также на иранцев. В один из таких походов в сражении при местечке Канлитепа, лицо по имени Ниязхан ибн Уразхан Серахси отрубил хану голову, захватил его вещи и принадлежности. Из визирей и командного состава 14 человек, которые были двоюродными братьями по отцу, а всего 32 человека, погибли в сражении. Среди них хорезмский казий, Бекчан Диванбеги, Худаярбий, Абдулла махрам, Давлатярбий, Бекчан сардар, Ниязкулимингбаши, Аллақулиюзбаши, Хакназармингбаши, Давлатниязюзбаши, пришедшие во главе 1000 конных всадников на помощь. Бекмурад и Мухаммед Шейх арбабы с 2000 конными всадниками всегда совершали военный набег (чаповул) на Хорасан. Из них погибло 70 человек. Джафар Окай, который был правителем и Мирахмед Джамшиди, который был визирем, они оба были тяжело ранены”.

Об этом минарете среди народа имеются также, отдельные предания: -“Рассказывают, что хан Хивы повелел построить в городе очень

большой и высокий минарет. Он дал указание, о том - “Чтобы с его вершины было бы видно древнюю Бухару”. Прослышав об этом эмир Бухары заключил с зодчим, строящим минарет тайный договор, по которому сразу же после завершения строительства минарета, он должен был построить минарет ещё выше чем хивинский. В награду за это эмир обещал ему очень большое количество тилля (золотых монет). Узнав про это хан решил сразу после строительства минарета умертвить мастера. Услышав о намерении хана мастер исчез, оставив минарет в недостроенном состоянии. По этой причине среди народа об этом бытуют стихи - “Медресе Мадаминхана завершено, а минарет его не достроен, Мадаминхан своего желания не удостоен”. Несмотря на это минарет даже в этом состоянии выглядит величаво и красиво. Он украшен майоликовыми плитками разных расцветок. В начале нашего века народ, возвеличив его, прозвал “Уллиминар” (“Великий минарет”). “Кок минар” (“Голубой минарет”). Современники так описывали Мухаммед Аминхана. Прибывший со стороны шаха Ирана послом Мирза Ризакулихан Ширази Лалабаш в своей книге путешествий так повествует об этом: “В этом вилаяте сражений, ссор, воровства, отказа вернуть денег, взятых в долг не бывает. Никто друг с другом не ссорится, даже голос не повышает. Из подданных, какого бы сословия он ни был, высшего или низшего, если у него есть что заявить, он без никаких препятствий сможет пойти к его высочеству Хану Мухаммед Аминхану и изъявить ему свою просьбу (жалобу). Если это светское дело, он сам выносит решение, если же это шариатское дело, он поручает его Кази каляну. Взимая только закят, в остальном на чужое имущество не претендует. При закяте взимает одну часть из сорока, в денежных отношениях не притесняет. В этой стране всё дёшево, фруктов много и они очень вкусны и дыни их превосходны, плоды шелковицы (тута) вкуснее чем в Шамране, а инджиры лучше чем в Мазандеране. Но виноград не так хорош. В хозяйствах и каналах полно воды. Хан Хивы взял на себя обеспечение водой и землёй своих подданных. Каждому отводится участок земли по одному танапу, выходящему в путешествие (поход) выдаётся один конь, для навьючивания груза в путешествии – по два верблюда. Поэтому, не знающим об этом (врагам) его десять тысяч воинов покажутся как тридцать тысяч, вселяя страх в сердца чужих. Территорию вокруг дворца (Урды) они прокапывают. Если чей-то конь или верблюд умирают в походе, хозяину возмещают потерю деньгами его стоимости, каждому вернувшемуся с похода выдаётся пять туманов. Зарплата каждого человека не превышает пятьдесят туманов. По этой причине вилаят благоустроен и его казна никогда не бывает пустой”,- заканчивает он своё описание поведений и нравов местного населения.

Медресе Мухаммед Аминхана в 1979 году было отреставрировано и приспособлено под гостиницу для приезжих туристов. В настоящее время сюда приезжают туристы со всех уголков СНГ и из-за зарубежа.

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.